Социальное обеспечение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Описание работы
Работа пользователя Smolnikovanina
Содержание
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей. ……………………………………………………..5-18
1.1.Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как особая категория граждан………………………………………………………….5
1.2.Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей …………………………………...11
Глава 2.Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в различных сферах жизнедеятельности ……….19-36
2.1.Меры социальной поддержки в отношении детей, оставшихся без попечения родителей вправе социального обеспечения……………….19
2.2.Меры социальной поддержки, предусмотренные семейным законодательством…………………………………………………………23
2.3.Меры социальной поддержки, предусмотренные иными отраслями права. ……………………………………………………………………………….29
Глава 3.Проблемы реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………37-44
3.1.Основные проблемы, возникающие при реализации прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………….37
3.2.Пути решения проблем реализации прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей……………………………………41
Заключение…………………………………………………………………45
Список литературы………………………………………………………...48
Введение
На сегодняшний день в мире число детей – сирот и число детей, оставшихся без попечения родителей, увеличивается с каждым годом все больше и больше. Причины могут быть различными: смерть родителей, ненужность близким людям вследствие тяжелых детских болезней, безответственное отношение родителей к выполнению своих обязанностей , а также множество других причин, обуславливающих тяжкое для судьбы ребенка явление.
Государство оказывает поддержку различным категориям граждан, но дети, оставшиеся без надзора и заботы родителей, находятся на особом счету. В связи с тем, что несовершеннолетний не имеет реальной возможности защищать свои права столь же эффективно, как это может делать взрослый человек, возникает необходимость в конкретных мерах, принимаемых государством для правовой защиты законных интересов таких детей, для их адаптации в трудовой, семейной и других сферах человеческой жизни.
Таким образом, тема социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является наиболее актуальной, и по сей день в нашей стране.
Предметом исследования является социальная поддержка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации, как условие решения проблемы сиротства в целом.
Цель исследования данной работы состоит в выявлении форм и методов материального обеспечения и правовой защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей со стороны государства в России.
Основными задачами дипломной работы являются:
Изучить теоретические аспекты социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Рассмотреть нормативно правовые акты изучающие специфику данной проблемы.
Рассмотреть основные и дополнительные меры социальной поддержки, предоставляемые детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
Изучить проблемы, связанные с реализацией прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в сфере социальной поддержки таких детей.
Объект исследования: Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как социальное явление в России.
Методы исследования: Рассмотрение законодательных аспектов, затрагивающих материальное обеспечение и социальную защиту детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данной дипломной работе были использованы следующие методы исследования: анализ, сравнение, обобщение.
Теоретико-методологические основы дипломной работы составили труды авторов: Антокольской М.В., Беспалова Ю.И., Кареловой Г.Н., Нечаевой А.М., Пчелинцевой Л.М., Холостовой Е.И., Кабышева О.А., Курбатова В.И.
Нормативную базу данной работы составили следующие основные правовые акты в сфере социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Конституция РФ от 12.12.1993, ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др.
Структура дипломной работы включает: введение, три раздела, заключение и список использованных источников.
Глава 1.Теоретические основы социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей.
1.1.Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как особая категория граждан.
Права детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. В соответствии с данным законодательным актом: Дети – сироты – это лица в возрасте до 18 лет, утратившие одного или обоих родителей. Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Одной из частых причин оставления детей без родительского попечения являются случаи отсутствия (если родители неизвестны) или лишения родителей их родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ в качестве крайней административной меры ответственности выступает лишение родительских прав— мера отстранения родителей от возможности участия в воспитании ребенка, но при этом сохраняющая все обязанности по их содержанию. Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:
- уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов. Злостное уклонение от уплаты алиментов распространяется на должников в случае невыполнения законных требований о содержании: несовершеннолетних детей;
- отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций. При этом, уважительными причинами в данном случае является: наличие у ребенка существенных физических или психических недостатков, которые не позволяют покинуть учреждение здравоохранения до их полного лечения или устранения. Также существенное значение имеет болезнь кормильца (одного из родителей), длительная командировка, обучение, наказания, передвижение под стражей в период следствия, тяжелые материально – бытовые условия и др.
- злоупотребляют своими родительскими правами. В ст. 69 Семейного кодекса РФ используется понятие «злоупотребление родительскими правами», однако точного определения этого понятия нет. В правовой литературе под злоупотреблением родительскими правами понимают использование этих прав в ущерб интересам детей, например, создание
препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.);
- жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
- являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; Несмотря на различные предпринимаемые государством меры по борьбе с алкоголизмом и наркоманией, растет количество несовершеннолетних детей, поступающих в дом ребенка в связи со злоупотреблением матерей спиртными напитками или наркотическими и психотропными веществами.
- совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга. Действия, совершенные родителями в отношении своих несовершеннолетних детей должны быть осознанными и целенаправленными. К таким деяниям относятся: покушение на убийство ребенка, стремление довести его до самоубийства, тяжкие телесные повреждения, побои, истязание, заражение венерической болезнью или ВИЧ-инфекцией, оставление малолетнего в опасной, угрожающей его жизни обстановке и тому подобное.
Помимо этого дети могут остаться без родительского попечения в связи с ограничением родителей в родительских правах. Интересы ребенка в семье регулируются ст. 73 СК РФ, по которой один из родителей, несущий определенную опасность для малолетнего ограждается на время от его воспитания и совместного проживания. Однако стоит заметить, что такое ограничение родительских прав не является их лишением. Это временная превентивная мера в целях защиты ребенка.
А также в связи с признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными или ограниченно дееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими дети остаются без попечения родителей. Признание безвестно отсутствующим может последовать лишь при наличии следующих обстоятельств: отсутствие лица в месте его постоянного жительства в течение 1 года; отсутствие в течение этого срока сведений о месте его нахождения; невозможность установить место нахождения отсутствующего. Признание гражданина недееспособным возможно, когда гражданин вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия) не может понимать значения своих действий или руководить ими Для ограничения дееспособности гражданина необходимо обязательное наличие двух условий: гражданин злоупотребляет спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами; гражданин вследствие такого злоупотребления ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Объявление гражданина умершим возможно при наличии таких фактов, как: отсутствие лица в месте его постоянного жительства в течение 3 лет. Если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, такой срок сокращается до 6 месяцев. Если гражданин пропал без вести в связи с военными действиями, он может быть объявлен умершим не ранее чем по истечении 2 лет со времени окончания военных действий; отсутствие в названные сроки сведений о месте его нахождения; невозможность в течение этих сроков установить место нахождения отсутствующего.
Дети также признаются, оставшимися без попечения родителей в связи с отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Еще одна категория причин, когда дети остаются без родительского внимания, связана с деградацией личности матери и (или) отца из-за пристрастия к алкоголю и психоактивным веществам, асоциальным образом жизни. Причем, в этой ситуации родители иногда по-своему привязаны к ребенку, в редкие минуты просветления, проявляя посильную заботу о нем. Но этот случай является исключением из правил. Обычно же нахождение в родной семье является эмоциональной травмой и попросту опасно для малыша.
При возникновении перечисленных ситуаций, судьбу несовершеннолетнего уполномочены решать органы опеки и попечительства. Сотрудники попечительского ведомства занимаются устройством брошенного ребенка, контролируют поднадзорные семьи, условия проживания и воспитания несовершеннолетних в социальных учреждениях.
Чтобы отнести ребенка к категории оставшихся без попечения родителей, необходимо решение суда о лишении родительских прав (об ограничении в родительских правах), признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими или умершими. Документы, подтверждающие социально-правовой статус детей, должны быть получены до достижения детьми возраста 18 лет.
Таким образом, с одной стороны у понятий "дети-сироты" и "дети, оставшиеся без попечения родителей" есть общее: в обоих случаях закон подразумевает несовершеннолетних детей, то есть лиц, не достигших возраста 18 лет. В обоих случаях дети лишены заботы и присмотра родителей. Существенное различие в том, что родители сироты лишены такой заботы независимо от воли родителей (из-за их смерти), а дети, оставшиеся без попечения родителей - в случаях, когда родители не хотят или не могут осуществлять уход за ними.
Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, отличаются от других детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В ФЗ от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" специально выделена особая категория детей, нуждающихся в усиленной защите со стороны государственных органов, - детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это, например, такие дети, как дети - инвалиды; дети, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, проживающие в малоимущих семьях и др.
Дети, родители которых являются инвалидами, также не относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и соответственно не имеют права на полное государственное обеспечение и предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке.
Только в случае, когда в судебном порядке будет установлен факт отсутствия родительского попечения над ребенком по состоянию здоровья единственного или обоих родителей, и будет получено соответствующее решение суда, подтверждающее данный факт, такой ребенок будет относиться к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и будет пользоваться государственной поддержкой.
Таким образом, все граждане до исполнения 18 лет принадлежат социальной категории «дети». Из-за своей беззащитности и недееспособности они требуют особой опеки. Дети, потерявшие отца, мать или обоих родителей – это сироты. Из-за того, что их единственных попечителей нет в живых, необходимое внимание и защиту им оказывает государство. В Российской Федерации существует ряд институтов, имеющих своей целью охрану прав и интересов несовершеннолетних детей. Особое место среди них занимают институты, призванные обеспечить защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей. ……………………………………………………..5-18
1.1.Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как особая категория граждан………………………………………………………….5
1.2.Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей …………………………………...11
Глава 2.Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в различных сферах жизнедеятельности ……….19-36
2.1.Меры социальной поддержки в отношении детей, оставшихся без попечения родителей вправе социального обеспечения……………….19
2.2.Меры социальной поддержки, предусмотренные семейным законодательством…………………………………………………………23
2.3.Меры социальной поддержки, предусмотренные иными отраслями права. ……………………………………………………………………………….29
Глава 3.Проблемы реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………37-44
3.1.Основные проблемы, возникающие при реализации прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………….37
3.2.Пути решения проблем реализации прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей……………………………………41
Заключение…………………………………………………………………45
Список литературы………………………………………………………...48
Введение
На сегодняшний день в мире число детей – сирот и число детей, оставшихся без попечения родителей, увеличивается с каждым годом все больше и больше. Причины могут быть различными: смерть родителей, ненужность близким людям вследствие тяжелых детских болезней, безответственное отношение родителей к выполнению своих обязанностей , а также множество других причин, обуславливающих тяжкое для судьбы ребенка явление.
Государство оказывает поддержку различным категориям граждан, но дети, оставшиеся без надзора и заботы родителей, находятся на особом счету. В связи с тем, что несовершеннолетний не имеет реальной возможности защищать свои права столь же эффективно, как это может делать взрослый человек, возникает необходимость в конкретных мерах, принимаемых государством для правовой защиты законных интересов таких детей, для их адаптации в трудовой, семейной и других сферах человеческой жизни.
Таким образом, тема социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является наиболее актуальной, и по сей день в нашей стране.
Предметом исследования является социальная поддержка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации, как условие решения проблемы сиротства в целом.
Цель исследования данной работы состоит в выявлении форм и методов материального обеспечения и правовой защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей со стороны государства в России.
Основными задачами дипломной работы являются:
Изучить теоретические аспекты социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Рассмотреть нормативно правовые акты изучающие специфику данной проблемы.
Рассмотреть основные и дополнительные меры социальной поддержки, предоставляемые детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
Изучить проблемы, связанные с реализацией прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в сфере социальной поддержки таких детей.
Объект исследования: Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как социальное явление в России.
Методы исследования: Рассмотрение законодательных аспектов, затрагивающих материальное обеспечение и социальную защиту детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данной дипломной работе были использованы следующие методы исследования: анализ, сравнение, обобщение.
Теоретико-методологические основы дипломной работы составили труды авторов: Антокольской М.В., Беспалова Ю.И., Кареловой Г.Н., Нечаевой А.М., Пчелинцевой Л.М., Холостовой Е.И., Кабышева О.А., Курбатова В.И.
Нормативную базу данной работы составили следующие основные правовые акты в сфере социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Конституция РФ от 12.12.1993, ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др.
Структура дипломной работы включает: введение, три раздела, заключение и список использованных источников.
Глава 1.Теоретические основы социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей.
1.1.Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как особая категория граждан.
Права детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. В соответствии с данным законодательным актом: Дети – сироты – это лица в возрасте до 18 лет, утратившие одного или обоих родителей. Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Одной из частых причин оставления детей без родительского попечения являются случаи отсутствия (если родители неизвестны) или лишения родителей их родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ в качестве крайней административной меры ответственности выступает лишение родительских прав— мера отстранения родителей от возможности участия в воспитании ребенка, но при этом сохраняющая все обязанности по их содержанию. Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:
- уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов. Злостное уклонение от уплаты алиментов распространяется на должников в случае невыполнения законных требований о содержании: несовершеннолетних детей;
- отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций. При этом, уважительными причинами в данном случае является: наличие у ребенка существенных физических или психических недостатков, которые не позволяют покинуть учреждение здравоохранения до их полного лечения или устранения. Также существенное значение имеет болезнь кормильца (одного из родителей), длительная командировка, обучение, наказания, передвижение под стражей в период следствия, тяжелые материально – бытовые условия и др.
- злоупотребляют своими родительскими правами. В ст. 69 Семейного кодекса РФ используется понятие «злоупотребление родительскими правами», однако точного определения этого понятия нет. В правовой литературе под злоупотреблением родительскими правами понимают использование этих прав в ущерб интересам детей, например, создание
препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.);
- жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
- являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; Несмотря на различные предпринимаемые государством меры по борьбе с алкоголизмом и наркоманией, растет количество несовершеннолетних детей, поступающих в дом ребенка в связи со злоупотреблением матерей спиртными напитками или наркотическими и психотропными веществами.
- совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга. Действия, совершенные родителями в отношении своих несовершеннолетних детей должны быть осознанными и целенаправленными. К таким деяниям относятся: покушение на убийство ребенка, стремление довести его до самоубийства, тяжкие телесные повреждения, побои, истязание, заражение венерической болезнью или ВИЧ-инфекцией, оставление малолетнего в опасной, угрожающей его жизни обстановке и тому подобное.
Помимо этого дети могут остаться без родительского попечения в связи с ограничением родителей в родительских правах. Интересы ребенка в семье регулируются ст. 73 СК РФ, по которой один из родителей, несущий определенную опасность для малолетнего ограждается на время от его воспитания и совместного проживания. Однако стоит заметить, что такое ограничение родительских прав не является их лишением. Это временная превентивная мера в целях защиты ребенка.
А также в связи с признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными или ограниченно дееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими дети остаются без попечения родителей. Признание безвестно отсутствующим может последовать лишь при наличии следующих обстоятельств: отсутствие лица в месте его постоянного жительства в течение 1 года; отсутствие в течение этого срока сведений о месте его нахождения; невозможность установить место нахождения отсутствующего. Признание гражданина недееспособным возможно, когда гражданин вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия) не может понимать значения своих действий или руководить ими Для ограничения дееспособности гражданина необходимо обязательное наличие двух условий: гражданин злоупотребляет спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами; гражданин вследствие такого злоупотребления ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Объявление гражданина умершим возможно при наличии таких фактов, как: отсутствие лица в месте его постоянного жительства в течение 3 лет. Если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, такой срок сокращается до 6 месяцев. Если гражданин пропал без вести в связи с военными действиями, он может быть объявлен умершим не ранее чем по истечении 2 лет со времени окончания военных действий; отсутствие в названные сроки сведений о месте его нахождения; невозможность в течение этих сроков установить место нахождения отсутствующего.
Дети также признаются, оставшимися без попечения родителей в связи с отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Еще одна категория причин, когда дети остаются без родительского внимания, связана с деградацией личности матери и (или) отца из-за пристрастия к алкоголю и психоактивным веществам, асоциальным образом жизни. Причем, в этой ситуации родители иногда по-своему привязаны к ребенку, в редкие минуты просветления, проявляя посильную заботу о нем. Но этот случай является исключением из правил. Обычно же нахождение в родной семье является эмоциональной травмой и попросту опасно для малыша.
При возникновении перечисленных ситуаций, судьбу несовершеннолетнего уполномочены решать органы опеки и попечительства. Сотрудники попечительского ведомства занимаются устройством брошенного ребенка, контролируют поднадзорные семьи, условия проживания и воспитания несовершеннолетних в социальных учреждениях.
Чтобы отнести ребенка к категории оставшихся без попечения родителей, необходимо решение суда о лишении родительских прав (об ограничении в родительских правах), признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими или умершими. Документы, подтверждающие социально-правовой статус детей, должны быть получены до достижения детьми возраста 18 лет.
Таким образом, с одной стороны у понятий "дети-сироты" и "дети, оставшиеся без попечения родителей" есть общее: в обоих случаях закон подразумевает несовершеннолетних детей, то есть лиц, не достигших возраста 18 лет. В обоих случаях дети лишены заботы и присмотра родителей. Существенное различие в том, что родители сироты лишены такой заботы независимо от воли родителей (из-за их смерти), а дети, оставшиеся без попечения родителей - в случаях, когда родители не хотят или не могут осуществлять уход за ними.
Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, отличаются от других детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В ФЗ от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" специально выделена особая категория детей, нуждающихся в усиленной защите со стороны государственных органов, - детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это, например, такие дети, как дети - инвалиды; дети, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, проживающие в малоимущих семьях и др.
Дети, родители которых являются инвалидами, также не относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и соответственно не имеют права на полное государственное обеспечение и предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке.
Только в случае, когда в судебном порядке будет установлен факт отсутствия родительского попечения над ребенком по состоянию здоровья единственного или обоих родителей, и будет получено соответствующее решение суда, подтверждающее данный факт, такой ребенок будет относиться к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и будет пользоваться государственной поддержкой.
Таким образом, все граждане до исполнения 18 лет принадлежат социальной категории «дети». Из-за своей беззащитности и недееспособности они требуют особой опеки. Дети, потерявшие отца, мать или обоих родителей – это сироты. Из-за того, что их единственных попечителей нет в живых, необходимое внимание и защиту им оказывает государство. В Российской Федерации существует ряд институтов, имеющих своей целью охрану прав и интересов несовершеннолетних детей. Особое место среди них занимают институты, призванные обеспечить защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.





