Специфика психологического консультирования по проблемам, связанным с аддиктивным поведением.
Описание работы
Работа пользователя Vseznayka1995
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «Специфика психологического консультирования по проблемам, связанным с аддиктивным поведением.»
В настоящий момент человечество находится на пороге 4–й промышленной революции. Интернет вещей, развитие технологий нейрокомпьютерного интерфейса и искусственного интеллекта, квантовые вычисления – в авангарде технологического прогресса. Вместе с современными технологиями развиваются и информационные системы, сети и программное обеспечение. Неотъемлемой частью тут являются и рукотворная виртуальная реальность, социальные сети, компьютерные игры. Технический и научный прогресс неизбежно ускоряется, порождая также новые социальные и психологические явления. Негативными последствиями этого, в нашей жизни, стали: усиливающийся стресс, пагубные привычки, депрессия и зависимое поведение.
При развитии информационного общества появились новые патологические зависимости – аддикции, от социальных сетей, от мобильных устройств, от компьютерных игр и Интернета.
Что формирует зависимость к компьютерным играм? Как оперативно получить информацию о подверженности человека аддикции к компьютерным играм? Как избежать негативных воздействий компьютерных игр на психику человека?
Многие ученые изучают компьютерную игровую зависимость, но, людей, попадающих под еѐ влияние, становится всѐ больше. Это обосновывает актуальность изучения психологических особенностей лиц с игровой компьютерной зависимостью.
Теоретическую основу работы составляют исследования отечественных и зарубежных ученых: В. Д. Менделевич, А. Ю. Егоров, Ц. П. Короленко, Кимберли Янг, Т. Ю. Больбот, Л. Н Юрьева, Марк Гриффитс, Джон Сулер и других. Существует множество научных работ, статей и публикаций на эту и смежные темы. Эти вопросы описаны такими авторами как: Майкл Фенишел, И. Голдберг, М. Орзак,
А. В. Котлярова, И. В. Чудовой, О. К. Тихомиров, А. Г. Шмелѐва и др. Тем не менее рассмотрение особенностей личности, находящейся в компьютерной игровой зависимости остаѐтся важным и требующим последующей разработки.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование компьютерной игровой зависимости связано с психологическими особенностями личности – в общем, и проявлениями тревожности – в частности.
Объектом исследования является личностные особенности лиц с компьютерной игровой зависимостью.
Предметом – психологические особенности проявления тревожности лицами с компьютерной игровой зависимостью.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение психологических особенностей лиц с компьютерной игровой зависимостью для практического применения полученной информации в ходе психологического консультирования.
В ходе исследования решаются следующие задачи:
1. Определение характеристики зависимости как класса психологических феноменов.
2. Описание предпосылок возникновения компьютерной игровой зависимости. Рассмотрение особенностей формирования и развития компьютерной игровой зависимости.
3. Выявление группы риска на основе экспертных оценок, подготовка соответствующей выборки респондентов и методов исследования.
4. Проведение эмпирического исследования особенностей психики у лиц, находящихся в компьютерной игровой зависимости.
5. Математическая обработка и статистический анализ полученных данных.
6. Качественная психологическая интерпретация результатов.
7. Представление рекомендаций по работе психолога-консультанта с компьютерной игровой зависимостью.
Методы исследования: теоретический анализ литературных, научных источников, метод экспертных оценок, метод наблюдения, эмпирическое исследование группы респондентов при помощи соответствующего диагностического инструментария, математическая и статистическая обработка данных, анализ и психологическая интерпретация выявленных связей.
Элементы новизны: в работе обозначена глубина влияния пола и психологических особенностей проявления тревожности на формирование компьютерной игровой зависимости.
С научной точки зрения выпускная квалификационная работа имеет значение для дальнейшей разработки вопросов психологического консультирования лиц с компьютерной игровой зависимостью, их психокоррекции и психотерапии. Важным является описание анализа и апробирования диагностического инструментария с целью разработки более современных и продуктивных методик диагностики компьютерной игровой зависимости.
На практике данная работа имеет значимость для практикующих психологов–консультантов, педагогов-психологов, родителей, а также социальных работников, взаимодействующих с зависимыми от компьютерных игр, а также, вероятно она будет интересна для самих зависимых.
Выпускная квалификационная работа демонстрирует особенности проявления личностных качеств – влияющих на развитие аддикции. Это в свою очередь поможет в своевременной диагностике, припрофилактике отклонений и коррекции сформированной зависимости – для развития здоровой личности, как части общества.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, 7 приложений. Объѐм:65 страниц, 52 источника.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ
1.1. Общая характеристика зависимостей 6
1.2. Предпосылки возникновения компьютерной игровой зависимости 11
1.3. Причины и механизмы формирования компьютерной
1.4. игровой зависимости….………………………………………
Психологические особенности лиц с компьютерной игровой 17
зависимостью………………………………………………….... 25
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С КОМПЬЮТЕРНОЙ
ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ……………………………
32
2.1. Организация и методы эмпирического исследования связи
компьютерной игровой зависимости и тревожности ……… 32
2.2. Эмпирическое исследование связи компьютерной игровой
зависимости и тревожности………………………………...…. 36
2.3. Математическая и статистическая обработка результатов
эмпирического исследования………………………………….. 40
2.4. Интерпретация полученных данных и рекомендации по
работе с лицами, имеющими признаки компьютерной
игровой зависимости………………………………………...… 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………… 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…...…… 57
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………... 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антоненко А. А. Интернет–зависимость подростков от компьютерных игр и онлайн–общения: клинико–психологические особенности и профилактика : автореферат дис. кандидата психологических наук : 19.00.04 / Антоненко Анна Анатольевна. – М., 2014. – 19 с. [Электронный ресурс]. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01005555654 . (дата обращения: 03.01.2019).
2. Барцалкина В. В. Актуальность научного направления
«Аддиктология» // Материалы научно–практической конференции, 22–23 апреля 2011 г. / МГППУ. –М. : Ин–т психологии РАН, 2011. – С. 77–83. [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournals.ru/addictive_behavior/issue/45968_full.shtml (дата обращения: 06.10.2018).
3. Богачева Н. В. Индивидуально–стилевые особенности взрослых игроков: на материале компьютерных игр : автореферат дис. кандидата психологических наук : 19.00.01 / Богачева Наталия Вадимовна. – М., 2015. – 36 с. [Электронный ресурс]. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01005563219 . (дата обращения: 03.02.2019).
4. Большакова О. Н. Методы диагностики компьютерной зависимости // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи. –М. : Флинта, 2015. – С. 84–93.
5. Ван Ш., Войскунский А. Е., Митина О. В., Карпухина А. И. Связь опыта потока с психологической зависимостью от компьютерных игр // Психология. Журнал ВШЭ. – М. : ФГАОУВО Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011. – № 4. – С. 73–101. [Электронный ресурс].URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz– opyta–potoka–s–psihologicheskoy–zavisimostyu–ot–kompyuternyh–igr (дата обращения: 06.02.2019).
6. Вайнштейн С. В., Смирнова А. С. Фрустрация игрового желания и мотивация участников многопользовательских компьютерных ролевых игр: эмпирические основания для стратегий психологического консультирования
// Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – Пермь : ФГБОУВО Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2012. – № 2. – С. 121–133. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/frustratsiya–igrovogo–zhelaniya–i– motivatsiya–uchastnikov–mnogopolzovatelskih–kompyuternyh–rolevyh–igr– empiricheskie–osnovaniya–dlya (дата обращения: 06.02.2019).
7. Видова О. М. Психологическое измерение компьютерной игровой зависимости. // Ученые записки Российского государственного социального университета. Т. 15. – М. : Российский государственный социальный университет, – 2016. – № 1 (134). – С. 58–66.
8. Вострокнутов Н. В., Пережогин Л. О. Зависимость от персонального компьютера, компьютерных игр и Интернета в детской психиатрической практике. // Практическая Медицина. – Казань : ООО
«Практика», 2009. – № 38. – С. 31–35. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zavisimost–ot–personalnogo–kompyutera– kompyuternyh–igr–i–intreneta–v–detskoy–psihiatricheskoy–praktike (дата обращения: 06.02.2019).
9. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / Психологический журнал. Психологический журнал. – М. : ФГБУ «Российская академия наук», 2004. – Том 25. № 1. – С. 90–100.
10. Высоков И. Е. Математические методы в психологии: учебник и практикум для академического бакалавриата / Высоков И. Е.–М. : Юрайт, 2017. – 386 с. – (Бакалавр. Специалист. Магистр). Текст : электронный // ЭБС Юрайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.biblio–online.ru/bcode/401835 (дата обращения: 23.02.2019).
11. Гребень Н. Ф. Психологические тесты для профессионалов. –
Минск : Современная школа, 2007. – 496с.
12. Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семѐнов В. А. Западная социология. – СПб. : ООО Изд–во ДНК, 2003. – 532 с.
13. Гурьева Л. П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты / Вопросы психологии. –М. : ООО «Вопросы психологии», 1993. – № 3. – С.5–16.
14. Егоров А. Ю. Нехимические зависимости. – СПб. : Речь, 2007. –
192 с.
15. Егоров А. Ю. Современные представления об Интернет–
аддикциях и подходах к их коррекции // Медицинская психология в России. – Ярославль : ФГБОУВО «Ярославский государственный медицинский университет» МЗ РФ, 2015. – № 4 (33). – С. 1–17. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye–predstavleniya–ob–internet– addiktsiyah–i–podhodah–k–ih–korrektsii (дата обращения: 25.02.2019).
16. Жичкина А. Е.,Белинская Е. П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков–пользователей Интернета / Образование и информационная культура: Социологические аспекты. Труды по социологии образования. –М. : Центр социологии образования, 2000. – Том 5, № 7 – С. 431–460.
17. Иванов М. С. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера / Психологический журнал. – М. : ФГБУ «Российская академия наук», 2003. – Том 24. № 2. – С. 86–102.
18. Кардашян Р. А. Психологические особенности лиц с компьютерной игровой зависимостью и предрасположенных к ее формированию [Электронный ресурс] Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. –М. : ООО Издательство Медиа Сфера, 2018. – № 118(2). – C.18–22. [Электронный ресурс].URL: https://doi.org/10.17116/jnevro20181182118–22 . (дата обращения: 01.03.2019).
19. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Психосоциальная
аддиктология. – Новосибирск : ОЛСИБ, 2001. – 251 с.
20. Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение, общая характеристика и закономерности развития / Обозрение психиатрии и медицинской психологии Имени В. М. Бехтерева.–Спб. : ФГБУ «Национальный Медицинский Исследовательский Центр Психиатрии И Неврологии Имени В. М. Бехтерева» МЗ РФ, 1991. – № 3.
21. Королѐва М. А., Ткаченко Д. Р. Особенности консультирования клиентов с игровой зависимостью // Психология и педагогика в образовательной и научной среде // Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно–практической конференции 17 ноября 2016 г. – Стерлитамак : Агентство Международных Исследований, 2016. – С. 91–92. [Электронный ресурс].URL: http://docplayer.ru/55040747– Psihologiya–i–pedagogika–v–obrazovatelnoy–i–nauchnoy–srede.html .(дата обращения: 06.03.2019).
22. Кочина М. Л., Подригало Л. В., Синайко В. М., Яворский А. В. и др. Компьютерные игры и их возможное влияние на здоровье детей и подростков / Укр. ШСН. Психоневрологи. – 2001. – Том 9, № 1. – С.15–21.
23. Крамаренко Н. С. Самоосуществление человека в условиях реального и виртуального мира: субъектный подход : автореферат дис. доктора психологических наук : 19.00.01 / Крамаренко Наталья Станиславовна. – М., 2014. – 40 с. [Электронный ресурс]. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01005549564 . (дата обращения: 03.02.2019).
24. Малейчук Г. И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой // Журнал практ. психологии и психоанализа. – М. – НОЧУ ВПО Институт практической психологии и психоанализа, 2012. – № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=3202 (дата обращения: 06.03.2019).
25. Малыгин В. Л., Антоненко А. А., Хомерики Н. С., Смирнова Е. А. Интернет–зависимое поведение. Клиника и диагностика / Журнал
неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова.–М. : ООО Издательство Медиа Сфера, 2011. – № 8. – С. 86–92.
26. Менделевич В. Д., Садыкова Р. Г. Психология зависимой личности, или Подросток в окружении соблазнов. – Казань : РЦПНН при КМРТ, 2002. – 240 с.
27. Мехтиханова Н. Н. Психология зависимого поведения. Серия
«Библиотека психолога (МПСИ)». –М. : ФЛИНТА, 2015. – 160 с.
28. Мулик Е. О., Коломиец А. А., Мулик Ю. В. Пограничные психические расстройства у подростков, возникшие в результате компьютерной зависимости / Материалы научного симпозиума. – Львов, 2003. – С. 73–74.
29. Пан Алекс Сучжон–Ким Укрощение цифровой обезьяны. –М. : АСТ, 2014. – 320 с.
30. Пилипенко А. В. Зависимые, созависимые и другие трудные клиенты: психологический тренинг / Пилипенко А. В., Соловьева И. А. –М. : Изд–во Института Психотерапии, 2011. – 192 с.
31. Прохоров А. О., Сережкина А. Е. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютеризированного обучения
/ Вопросы психологии. – М. : ООО «Вопросы психологии», 1995. – № 3. – С. 53–62.
32. Рерке В. И. Психологические аспекты проявления и коррекции игровой компьютерной зависимости у младших школьников // Вестник Омского университета. Серия «Психология». –Омск : ФГБОУВО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского», 2016. – №. 1. – С. 27–31. [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie– aspekty–proyavleniya–i–korrektsii–igrovoy–kompyuternoy–zavisimosti–u– mladshih–shkolnikov.pdf (дата обращения: 06.03.2019).
33. Рыбалтович Д. Г. Психологические особенности пользователей онлайн–игр с различной степенью игровойаддикции : автореферат дис. кандидата психологических наук : 05.26.02, 19.00.04 / РыбалтовичДарья
Григорьевна. – Спб., 2012. – 21 с. [Электронный ресурс]. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01005056665 . (дата обращения: 06.03.2019).
34. Салихова М. А. Трекинг глаз как метод диагностики зависимости от компьютерных игр // Современные наукоемкие технологии. –Пенза : ООО Издательский Дом «Академия Естествознания», 2014. – №. 5–2. – С. 62–63.
35. Свенцицкий А. Л. Краткий психологический словарь. – М. : Проспект, 2018. – 512 с.
36. Сиберг Д. Цифровая диета. Как победить зависимость от гаджетов и технологий. 2–е издание. –М. : Альпина Паблишер, 2018. – 208 с.
37. Смирнов А. В. Базовые психологические компоненты аддиктивного поведения в структуре интегральной индивидуальности : автореферат дис. доктора психологических наук : 19.00.01 / Смирнов Александр Васильевич. – Екатеринбург, 2015. – 46 с. [Электронный ресурс]. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01005571321 . (дата обращения: 06.03.2019).
38. Тарасова С. Ю. Школьная тревожность: причины, следствия и профилактика. – М. : Генезис, 2015. – 144 с.
39. Твердохлебова Д. А. Психологические особенности лиц с компьютерной зависимостью // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. –Пенза : ООО Издательский Дом
«Академия Естествознания», 2016. – № 11–4. – С. 801–803. [Электронный ресурс]. URL: https://applied–research.ru/ru/article/view?id=10696. (дата обращения: 06.03.2019).
40. Тихомиров О. К. Психология компьютеризации. Методические рекомендации. – Киев : Знание, 1988. – 15 с.
41. Хухлаева О. В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция: учебник и практикум для академического бакалавриата [Электронный ресурс] – М. : Юрайт, 2018. ЭБС biblio–online.ru URL: https://biblio–online.ru/book/psihologicheskoe–konsultirovanie–i– psihologicheskaya–korrekciya–432036 .(дата обращения: 06.03.2019).
42. Циркин С. Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского
и подросткового возраста. – СПб. : Питер, 2004. – 896 с.
43. Шаповаленко А. А. Психологическая суверенность личности в интернет–среде: на примере студентов–участников социальной сети ВКонтакте : автореферат дис. кандидата психологических наук : 19.00.01 / Шаповаленко Артем Анатольевич.. – М., 2016. – 24 с. [Электронный ресурс]. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01006650579 . (дата обращения: 06.03.2019).
44. Шапошникова Т. Е., Шапошников В. А. Основы психоконсультирования и психокоррекции: учебник и практикум для академического бакалавриата. 2–е изд., исправленное и дополненное [Электронный ресурс] –М. : Юрайт, 2018. – 147 с. ЭБС biblio–online.ru URL: https://biblio–online.ru/book/osnovy–psihokonsultirovaniya–i–psihokorrekcii– 427939 . (дата обращения: 06.03.2019).
45. Шапкин С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований / Психологический журнал. – М. : ФГБУ
«Российская академия наук», 1999. – Том 20. № 1. – С. 86–102.
46. Шнейдер Л. Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков: учебник и практикум для академического бакалавриата / Шнейдер Л. Б. – 2–е изд., испр. и доп. –М. : Юрайт, 2018. – 219 с. – (Бакалавр. Академический курс). Текст : электронный // ЭБС Юрайт [Электронный ресурс].URL: https://biblio–online.ru/book/psihologiya– deviantnogo–i–addiktivnogo–povedeniya–detey–i–podrostkov–410754 .(дата обращения: 06.03.2019).
47. Шпак В. Как победить компьютерную зависимость и получить суперсилы. Цифровая книга. –Минск : Четыре четверти, 2017 – 170 с. Текст : электронный // Сервис электронных книг Литрес [Электронный ресурс]. URL: https://www.litres.ru/vladimir–shpak/kak–pobedit–komputernuu– zavisimost–i–poluchit–supersily/ (дата обращения: 06.03.2019).
48. Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. – Днепропетровск : Пороги, 2006. – 196 c.
49. Аддикция // «Википедия» – общедоступная многоязычная универсальная интернет–энциклопедия со свободным контентом. – 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Аддикция . (дата обращения: 06.03.2019).
50. Аддиктология // «Википедия» – общедоступная многоязычная универсальная интернет–энциклопедия со свободным контентом. – 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Аддиктология . (дата обращения: 06.03.2019).
51. Зависимость от компьютерных игр // «Википедия» – общедоступная многоязычная универсальная интернет–энциклопедия со свободным контентом. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Зависимость_от_компьютерных_игр . – 2018. (дата обращения06.03.2019).
52. Синдром зависимости / Злоупотребление психоактивными веществами. // Всемирная Организация Здравоохранения. [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/substance_abuse/terminology/definition1/ru/ . (дата обращения: 06.03.2019).
Проектированием и программированием виртуальных миров занимаются сотни тысяч человек на земле, киберспорт становится одним из престижных и ведущих увлечений молодого поколения (часто уже опережающим спорт традиционный). В любом месте и в любое время, по одному клику мыши или тапу пальца по иконке на экране смартфона – нам доступно невероятное множество игр на любой вкус.
Небывалое изобилие возможностей испытать эмоции, переключить внимание, проверить себя, посоревноваться и просто «убить время» – уже не вызывает удивления. Пожалуй, сейчас можно найти компьютерную игру на любой, даже самый изощрѐнный вкус. И это, одно из крупнейших современных достижений человечества, развитие которого в дальнейшем, вероятно, даст нам целое новое измерение существования.
Но сейчас мы подходим к той технологической грани, когда не только мы играем в игры, но и игры начинают играть с нами. Погружение в другую реальность с целью осуществления какой-либо деятельности в ней – достаточно недавно обретѐнная (в исторической перспективе) человеком возможность. Насколько наша психика вообще способна адекватно противостоять этому натиску, когда виртуальная реальность всѐ более точно и легко компенсирует нам недостатки физической?
Социальное взаимодействие в Интернете уже стало для очень многих – более важным и приемлемым, чем таковое в реальной жизни. Возможно и продуктивная деятельность в игре, (которая для некоторых людей уже стала и чем–то большим, чем просто развлечение) – станет более важным, чем наша деятельность в физическом мире. Мы уже видели это в научно – фантастических фильмах (Пример: «Первому игроку приготовится»). Но какова цена? Каковы риски?
Объективно – мы теряем самый невосполнимый из наших ресурсов: время физической реальности, когда находимся в виртуальной.
Создателями игр (в различных целях, в основном коммерческих) эксплуатируется желание человека изменить своѐ эмоциональное состояние, что при наличии других неблагоприятных факторов – приводит к формированию компьютерной игровой зависимости и уходу человека в игру.
По мнению исследователей, компьютерная игровая зависимость имеет все признаки психологических зависимостей:
– Компьютерные игры становится для человека сверхценными, увеличивается их важность по сравнению с другими видами деятельности и общением;
– Человек пропагандирует в своей среде – важность компьютерной игры, еѐ исключительные качества;
– Проявляется агрессивная реакция на критику компьютерной игры;
– Время, проводимое в компьютерной игре, увеличивается;
– На всѐ, что связано с компьютерными играми тратится всѐ больше денег. (Улучшение компьютера, скорости Интернет связи, приобретение новых версий игры, внутриигровых предметов, вещей, несущих символику компьютерной игры и т.д.)
Наиболее подверженными такому пагубному влиянию являются подростки, вследствие своих возрастных психологических особенностей, стремлением поиска себя, желанием реализоваться, половым созреванием и изменением социальной роли, правового статуса, важности одобрения со стороны сверстников.
Нами была проведена исследовательская работа по диагностике компьютерной игровой зависимости и личностных особенностей аддиктов, а именно – тревожности у учеников 7–х классов, средней образовательной школы, возрастом 13–14 лет, всего участвовало172 человека. Полученные данные были подвергнуты математической и статистической обработке, что дало нам возможность выявить некоторые значимые связи компьютерной игровой зависимости с проявлениями школьной тревожности у респондентов.
На основе выявленных связей нами даны соответствующие интерпретации, а также определена группа риска развития компьютерной игровой зависимости, в частности: лица мужского пола, имеющие опыт работы на компьютере, пессимисты, интроверты, с внешним локусом контроля, имеющие фрустрированную потребность проявить себя и, вероятно – внутриличностный конфликт.
Выделены мишени для практической работы психолога–консультанта, в том числе педагога-психолога в школе, как специалиста, наиболее часто и тесно сталкивающегося с проблемами компьютерной игровой зависимости у подростков. А именно: работа с самовыражением и оценкой результатов своей деятельности, снижение уровня сверхобобщений и предсказаний, коррекция долженствования, выявление и разрешение внутри–личностных конфликтов.
В настоящий момент человечество находится на пороге 4–й промышленной революции. Интернет вещей, развитие технологий нейрокомпьютерного интерфейса и искусственного интеллекта, квантовые вычисления – в авангарде технологического прогресса. Вместе с современными технологиями развиваются и информационные системы, сети и программное обеспечение. Неотъемлемой частью тут являются и рукотворная виртуальная реальность, социальные сети, компьютерные игры. Технический и научный прогресс неизбежно ускоряется, порождая также новые социальные и психологические явления. Негативными последствиями этого, в нашей жизни, стали: усиливающийся стресс, пагубные привычки, депрессия и зависимое поведение.
При развитии информационного общества появились новые патологические зависимости – аддикции, от социальных сетей, от мобильных устройств, от компьютерных игр и Интернета.
Что формирует зависимость к компьютерным играм? Как оперативно получить информацию о подверженности человека аддикции к компьютерным играм? Как избежать негативных воздействий компьютерных игр на психику человека?
Многие ученые изучают компьютерную игровую зависимость, но, людей, попадающих под еѐ влияние, становится всѐ больше. Это обосновывает актуальность изучения психологических особенностей лиц с игровой компьютерной зависимостью.
Теоретическую основу работы составляют исследования отечественных и зарубежных ученых: В. Д. Менделевич, А. Ю. Егоров, Ц. П. Короленко, Кимберли Янг, Т. Ю. Больбот, Л. Н Юрьева, Марк Гриффитс, Джон Сулер и других. Существует множество научных работ, статей и публикаций на эту и смежные темы. Эти вопросы описаны такими авторами как: Майкл Фенишел, И. Голдберг, М. Орзак,
А. В. Котлярова, И. В. Чудовой, О. К. Тихомиров, А. Г. Шмелѐва и др. Тем не менее рассмотрение особенностей личности, находящейся в компьютерной игровой зависимости остаѐтся важным и требующим последующей разработки.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование компьютерной игровой зависимости связано с психологическими особенностями личности – в общем, и проявлениями тревожности – в частности.
Объектом исследования является личностные особенности лиц с компьютерной игровой зависимостью.
Предметом – психологические особенности проявления тревожности лицами с компьютерной игровой зависимостью.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение психологических особенностей лиц с компьютерной игровой зависимостью для практического применения полученной информации в ходе психологического консультирования.
В ходе исследования решаются следующие задачи:
1. Определение характеристики зависимости как класса психологических феноменов.
2. Описание предпосылок возникновения компьютерной игровой зависимости. Рассмотрение особенностей формирования и развития компьютерной игровой зависимости.
3. Выявление группы риска на основе экспертных оценок, подготовка соответствующей выборки респондентов и методов исследования.
4. Проведение эмпирического исследования особенностей психики у лиц, находящихся в компьютерной игровой зависимости.
5. Математическая обработка и статистический анализ полученных данных.
6. Качественная психологическая интерпретация результатов.
7. Представление рекомендаций по работе психолога-консультанта с компьютерной игровой зависимостью.
Методы исследования: теоретический анализ литературных, научных источников, метод экспертных оценок, метод наблюдения, эмпирическое исследование группы респондентов при помощи соответствующего диагностического инструментария, математическая и статистическая обработка данных, анализ и психологическая интерпретация выявленных связей.
Элементы новизны: в работе обозначена глубина влияния пола и психологических особенностей проявления тревожности на формирование компьютерной игровой зависимости.
С научной точки зрения выпускная квалификационная работа имеет значение для дальнейшей разработки вопросов психологического консультирования лиц с компьютерной игровой зависимостью, их психокоррекции и психотерапии. Важным является описание анализа и апробирования диагностического инструментария с целью разработки более современных и продуктивных методик диагностики компьютерной игровой зависимости.
На практике данная работа имеет значимость для практикующих психологов–консультантов, педагогов-психологов, родителей, а также социальных работников, взаимодействующих с зависимыми от компьютерных игр, а также, вероятно она будет интересна для самих зависимых.
Выпускная квалификационная работа демонстрирует особенности проявления личностных качеств – влияющих на развитие аддикции. Это в свою очередь поможет в своевременной диагностике, припрофилактике отклонений и коррекции сформированной зависимости – для развития здоровой личности, как части общества.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, 7 приложений. Объѐм:65 страниц, 52 источника.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ
1.1. Общая характеристика зависимостей 6
1.2. Предпосылки возникновения компьютерной игровой зависимости 11
1.3. Причины и механизмы формирования компьютерной
1.4. игровой зависимости….………………………………………
Психологические особенности лиц с компьютерной игровой 17
зависимостью………………………………………………….... 25
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С КОМПЬЮТЕРНОЙ
ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ……………………………
32
2.1. Организация и методы эмпирического исследования связи
компьютерной игровой зависимости и тревожности ……… 32
2.2. Эмпирическое исследование связи компьютерной игровой
зависимости и тревожности………………………………...…. 36
2.3. Математическая и статистическая обработка результатов
эмпирического исследования………………………………….. 40
2.4. Интерпретация полученных данных и рекомендации по
работе с лицами, имеющими признаки компьютерной
игровой зависимости………………………………………...… 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………… 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…...…… 57
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………... 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антоненко А. А. Интернет–зависимость подростков от компьютерных игр и онлайн–общения: клинико–психологические особенности и профилактика : автореферат дис. кандидата психологических наук : 19.00.04 / Антоненко Анна Анатольевна. – М., 2014. – 19 с. [Электронный ресурс]. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01005555654 . (дата обращения: 03.01.2019).
2. Барцалкина В. В. Актуальность научного направления
«Аддиктология» // Материалы научно–практической конференции, 22–23 апреля 2011 г. / МГППУ. –М. : Ин–т психологии РАН, 2011. – С. 77–83. [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournals.ru/addictive_behavior/issue/45968_full.shtml (дата обращения: 06.10.2018).
3. Богачева Н. В. Индивидуально–стилевые особенности взрослых игроков: на материале компьютерных игр : автореферат дис. кандидата психологических наук : 19.00.01 / Богачева Наталия Вадимовна. – М., 2015. – 36 с. [Электронный ресурс]. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01005563219 . (дата обращения: 03.02.2019).
4. Большакова О. Н. Методы диагностики компьютерной зависимости // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи. –М. : Флинта, 2015. – С. 84–93.
5. Ван Ш., Войскунский А. Е., Митина О. В., Карпухина А. И. Связь опыта потока с психологической зависимостью от компьютерных игр // Психология. Журнал ВШЭ. – М. : ФГАОУВО Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011. – № 4. – С. 73–101. [Электронный ресурс].URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz– opyta–potoka–s–psihologicheskoy–zavisimostyu–ot–kompyuternyh–igr (дата обращения: 06.02.2019).
6. Вайнштейн С. В., Смирнова А. С. Фрустрация игрового желания и мотивация участников многопользовательских компьютерных ролевых игр: эмпирические основания для стратегий психологического консультирования
// Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – Пермь : ФГБОУВО Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2012. – № 2. – С. 121–133. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/frustratsiya–igrovogo–zhelaniya–i– motivatsiya–uchastnikov–mnogopolzovatelskih–kompyuternyh–rolevyh–igr– empiricheskie–osnovaniya–dlya (дата обращения: 06.02.2019).
7. Видова О. М. Психологическое измерение компьютерной игровой зависимости. // Ученые записки Российского государственного социального университета. Т. 15. – М. : Российский государственный социальный университет, – 2016. – № 1 (134). – С. 58–66.
8. Вострокнутов Н. В., Пережогин Л. О. Зависимость от персонального компьютера, компьютерных игр и Интернета в детской психиатрической практике. // Практическая Медицина. – Казань : ООО
«Практика», 2009. – № 38. – С. 31–35. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zavisimost–ot–personalnogo–kompyutera– kompyuternyh–igr–i–intreneta–v–detskoy–psihiatricheskoy–praktike (дата обращения: 06.02.2019).
9. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / Психологический журнал. Психологический журнал. – М. : ФГБУ «Российская академия наук», 2004. – Том 25. № 1. – С. 90–100.
10. Высоков И. Е. Математические методы в психологии: учебник и практикум для академического бакалавриата / Высоков И. Е.–М. : Юрайт, 2017. – 386 с. – (Бакалавр. Специалист. Магистр). Текст : электронный // ЭБС Юрайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.biblio–online.ru/bcode/401835 (дата обращения: 23.02.2019).
11. Гребень Н. Ф. Психологические тесты для профессионалов. –
Минск : Современная школа, 2007. – 496с.
12. Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семѐнов В. А. Западная социология. – СПб. : ООО Изд–во ДНК, 2003. – 532 с.
13. Гурьева Л. П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты / Вопросы психологии. –М. : ООО «Вопросы психологии», 1993. – № 3. – С.5–16.
14. Егоров А. Ю. Нехимические зависимости. – СПб. : Речь, 2007. –
192 с.
15. Егоров А. Ю. Современные представления об Интернет–
аддикциях и подходах к их коррекции // Медицинская психология в России. – Ярославль : ФГБОУВО «Ярославский государственный медицинский университет» МЗ РФ, 2015. – № 4 (33). – С. 1–17. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye–predstavleniya–ob–internet– addiktsiyah–i–podhodah–k–ih–korrektsii (дата обращения: 25.02.2019).
16. Жичкина А. Е.,Белинская Е. П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков–пользователей Интернета / Образование и информационная культура: Социологические аспекты. Труды по социологии образования. –М. : Центр социологии образования, 2000. – Том 5, № 7 – С. 431–460.
17. Иванов М. С. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера / Психологический журнал. – М. : ФГБУ «Российская академия наук», 2003. – Том 24. № 2. – С. 86–102.
18. Кардашян Р. А. Психологические особенности лиц с компьютерной игровой зависимостью и предрасположенных к ее формированию [Электронный ресурс] Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. –М. : ООО Издательство Медиа Сфера, 2018. – № 118(2). – C.18–22. [Электронный ресурс].URL: https://doi.org/10.17116/jnevro20181182118–22 . (дата обращения: 01.03.2019).
19. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Психосоциальная
аддиктология. – Новосибирск : ОЛСИБ, 2001. – 251 с.
20. Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение, общая характеристика и закономерности развития / Обозрение психиатрии и медицинской психологии Имени В. М. Бехтерева.–Спб. : ФГБУ «Национальный Медицинский Исследовательский Центр Психиатрии И Неврологии Имени В. М. Бехтерева» МЗ РФ, 1991. – № 3.
21. Королѐва М. А., Ткаченко Д. Р. Особенности консультирования клиентов с игровой зависимостью // Психология и педагогика в образовательной и научной среде // Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно–практической конференции 17 ноября 2016 г. – Стерлитамак : Агентство Международных Исследований, 2016. – С. 91–92. [Электронный ресурс].URL: http://docplayer.ru/55040747– Psihologiya–i–pedagogika–v–obrazovatelnoy–i–nauchnoy–srede.html .(дата обращения: 06.03.2019).
22. Кочина М. Л., Подригало Л. В., Синайко В. М., Яворский А. В. и др. Компьютерные игры и их возможное влияние на здоровье детей и подростков / Укр. ШСН. Психоневрологи. – 2001. – Том 9, № 1. – С.15–21.
23. Крамаренко Н. С. Самоосуществление человека в условиях реального и виртуального мира: субъектный подход : автореферат дис. доктора психологических наук : 19.00.01 / Крамаренко Наталья Станиславовна. – М., 2014. – 40 с. [Электронный ресурс]. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01005549564 . (дата обращения: 03.02.2019).
24. Малейчук Г. И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой // Журнал практ. психологии и психоанализа. – М. – НОЧУ ВПО Институт практической психологии и психоанализа, 2012. – № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=3202 (дата обращения: 06.03.2019).
25. Малыгин В. Л., Антоненко А. А., Хомерики Н. С., Смирнова Е. А. Интернет–зависимое поведение. Клиника и диагностика / Журнал
неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова.–М. : ООО Издательство Медиа Сфера, 2011. – № 8. – С. 86–92.
26. Менделевич В. Д., Садыкова Р. Г. Психология зависимой личности, или Подросток в окружении соблазнов. – Казань : РЦПНН при КМРТ, 2002. – 240 с.
27. Мехтиханова Н. Н. Психология зависимого поведения. Серия
«Библиотека психолога (МПСИ)». –М. : ФЛИНТА, 2015. – 160 с.
28. Мулик Е. О., Коломиец А. А., Мулик Ю. В. Пограничные психические расстройства у подростков, возникшие в результате компьютерной зависимости / Материалы научного симпозиума. – Львов, 2003. – С. 73–74.
29. Пан Алекс Сучжон–Ким Укрощение цифровой обезьяны. –М. : АСТ, 2014. – 320 с.
30. Пилипенко А. В. Зависимые, созависимые и другие трудные клиенты: психологический тренинг / Пилипенко А. В., Соловьева И. А. –М. : Изд–во Института Психотерапии, 2011. – 192 с.
31. Прохоров А. О., Сережкина А. Е. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютеризированного обучения
/ Вопросы психологии. – М. : ООО «Вопросы психологии», 1995. – № 3. – С. 53–62.
32. Рерке В. И. Психологические аспекты проявления и коррекции игровой компьютерной зависимости у младших школьников // Вестник Омского университета. Серия «Психология». –Омск : ФГБОУВО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского», 2016. – №. 1. – С. 27–31. [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie– aspekty–proyavleniya–i–korrektsii–igrovoy–kompyuternoy–zavisimosti–u– mladshih–shkolnikov.pdf (дата обращения: 06.03.2019).
33. Рыбалтович Д. Г. Психологические особенности пользователей онлайн–игр с различной степенью игровойаддикции : автореферат дис. кандидата психологических наук : 05.26.02, 19.00.04 / РыбалтовичДарья
Григорьевна. – Спб., 2012. – 21 с. [Электронный ресурс]. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01005056665 . (дата обращения: 06.03.2019).
34. Салихова М. А. Трекинг глаз как метод диагностики зависимости от компьютерных игр // Современные наукоемкие технологии. –Пенза : ООО Издательский Дом «Академия Естествознания», 2014. – №. 5–2. – С. 62–63.
35. Свенцицкий А. Л. Краткий психологический словарь. – М. : Проспект, 2018. – 512 с.
36. Сиберг Д. Цифровая диета. Как победить зависимость от гаджетов и технологий. 2–е издание. –М. : Альпина Паблишер, 2018. – 208 с.
37. Смирнов А. В. Базовые психологические компоненты аддиктивного поведения в структуре интегральной индивидуальности : автореферат дис. доктора психологических наук : 19.00.01 / Смирнов Александр Васильевич. – Екатеринбург, 2015. – 46 с. [Электронный ресурс]. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01005571321 . (дата обращения: 06.03.2019).
38. Тарасова С. Ю. Школьная тревожность: причины, следствия и профилактика. – М. : Генезис, 2015. – 144 с.
39. Твердохлебова Д. А. Психологические особенности лиц с компьютерной зависимостью // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. –Пенза : ООО Издательский Дом
«Академия Естествознания», 2016. – № 11–4. – С. 801–803. [Электронный ресурс]. URL: https://applied–research.ru/ru/article/view?id=10696. (дата обращения: 06.03.2019).
40. Тихомиров О. К. Психология компьютеризации. Методические рекомендации. – Киев : Знание, 1988. – 15 с.
41. Хухлаева О. В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция: учебник и практикум для академического бакалавриата [Электронный ресурс] – М. : Юрайт, 2018. ЭБС biblio–online.ru URL: https://biblio–online.ru/book/psihologicheskoe–konsultirovanie–i– psihologicheskaya–korrekciya–432036 .(дата обращения: 06.03.2019).
42. Циркин С. Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского
и подросткового возраста. – СПб. : Питер, 2004. – 896 с.
43. Шаповаленко А. А. Психологическая суверенность личности в интернет–среде: на примере студентов–участников социальной сети ВКонтакте : автореферат дис. кандидата психологических наук : 19.00.01 / Шаповаленко Артем Анатольевич.. – М., 2016. – 24 с. [Электронный ресурс]. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01006650579 . (дата обращения: 06.03.2019).
44. Шапошникова Т. Е., Шапошников В. А. Основы психоконсультирования и психокоррекции: учебник и практикум для академического бакалавриата. 2–е изд., исправленное и дополненное [Электронный ресурс] –М. : Юрайт, 2018. – 147 с. ЭБС biblio–online.ru URL: https://biblio–online.ru/book/osnovy–psihokonsultirovaniya–i–psihokorrekcii– 427939 . (дата обращения: 06.03.2019).
45. Шапкин С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований / Психологический журнал. – М. : ФГБУ
«Российская академия наук», 1999. – Том 20. № 1. – С. 86–102.
46. Шнейдер Л. Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков: учебник и практикум для академического бакалавриата / Шнейдер Л. Б. – 2–е изд., испр. и доп. –М. : Юрайт, 2018. – 219 с. – (Бакалавр. Академический курс). Текст : электронный // ЭБС Юрайт [Электронный ресурс].URL: https://biblio–online.ru/book/psihologiya– deviantnogo–i–addiktivnogo–povedeniya–detey–i–podrostkov–410754 .(дата обращения: 06.03.2019).
47. Шпак В. Как победить компьютерную зависимость и получить суперсилы. Цифровая книга. –Минск : Четыре четверти, 2017 – 170 с. Текст : электронный // Сервис электронных книг Литрес [Электронный ресурс]. URL: https://www.litres.ru/vladimir–shpak/kak–pobedit–komputernuu– zavisimost–i–poluchit–supersily/ (дата обращения: 06.03.2019).
48. Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. – Днепропетровск : Пороги, 2006. – 196 c.
49. Аддикция // «Википедия» – общедоступная многоязычная универсальная интернет–энциклопедия со свободным контентом. – 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Аддикция . (дата обращения: 06.03.2019).
50. Аддиктология // «Википедия» – общедоступная многоязычная универсальная интернет–энциклопедия со свободным контентом. – 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Аддиктология . (дата обращения: 06.03.2019).
51. Зависимость от компьютерных игр // «Википедия» – общедоступная многоязычная универсальная интернет–энциклопедия со свободным контентом. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Зависимость_от_компьютерных_игр . – 2018. (дата обращения06.03.2019).
52. Синдром зависимости / Злоупотребление психоактивными веществами. // Всемирная Организация Здравоохранения. [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/substance_abuse/terminology/definition1/ru/ . (дата обращения: 06.03.2019).
Проектированием и программированием виртуальных миров занимаются сотни тысяч человек на земле, киберспорт становится одним из престижных и ведущих увлечений молодого поколения (часто уже опережающим спорт традиционный). В любом месте и в любое время, по одному клику мыши или тапу пальца по иконке на экране смартфона – нам доступно невероятное множество игр на любой вкус.
Небывалое изобилие возможностей испытать эмоции, переключить внимание, проверить себя, посоревноваться и просто «убить время» – уже не вызывает удивления. Пожалуй, сейчас можно найти компьютерную игру на любой, даже самый изощрѐнный вкус. И это, одно из крупнейших современных достижений человечества, развитие которого в дальнейшем, вероятно, даст нам целое новое измерение существования.
Но сейчас мы подходим к той технологической грани, когда не только мы играем в игры, но и игры начинают играть с нами. Погружение в другую реальность с целью осуществления какой-либо деятельности в ней – достаточно недавно обретѐнная (в исторической перспективе) человеком возможность. Насколько наша психика вообще способна адекватно противостоять этому натиску, когда виртуальная реальность всѐ более точно и легко компенсирует нам недостатки физической?
Социальное взаимодействие в Интернете уже стало для очень многих – более важным и приемлемым, чем таковое в реальной жизни. Возможно и продуктивная деятельность в игре, (которая для некоторых людей уже стала и чем–то большим, чем просто развлечение) – станет более важным, чем наша деятельность в физическом мире. Мы уже видели это в научно – фантастических фильмах (Пример: «Первому игроку приготовится»). Но какова цена? Каковы риски?
Объективно – мы теряем самый невосполнимый из наших ресурсов: время физической реальности, когда находимся в виртуальной.
Создателями игр (в различных целях, в основном коммерческих) эксплуатируется желание человека изменить своѐ эмоциональное состояние, что при наличии других неблагоприятных факторов – приводит к формированию компьютерной игровой зависимости и уходу человека в игру.
По мнению исследователей, компьютерная игровая зависимость имеет все признаки психологических зависимостей:
– Компьютерные игры становится для человека сверхценными, увеличивается их важность по сравнению с другими видами деятельности и общением;
– Человек пропагандирует в своей среде – важность компьютерной игры, еѐ исключительные качества;
– Проявляется агрессивная реакция на критику компьютерной игры;
– Время, проводимое в компьютерной игре, увеличивается;
– На всѐ, что связано с компьютерными играми тратится всѐ больше денег. (Улучшение компьютера, скорости Интернет связи, приобретение новых версий игры, внутриигровых предметов, вещей, несущих символику компьютерной игры и т.д.)
Наиболее подверженными такому пагубному влиянию являются подростки, вследствие своих возрастных психологических особенностей, стремлением поиска себя, желанием реализоваться, половым созреванием и изменением социальной роли, правового статуса, важности одобрения со стороны сверстников.
Нами была проведена исследовательская работа по диагностике компьютерной игровой зависимости и личностных особенностей аддиктов, а именно – тревожности у учеников 7–х классов, средней образовательной школы, возрастом 13–14 лет, всего участвовало172 человека. Полученные данные были подвергнуты математической и статистической обработке, что дало нам возможность выявить некоторые значимые связи компьютерной игровой зависимости с проявлениями школьной тревожности у респондентов.
На основе выявленных связей нами даны соответствующие интерпретации, а также определена группа риска развития компьютерной игровой зависимости, в частности: лица мужского пола, имеющие опыт работы на компьютере, пессимисты, интроверты, с внешним локусом контроля, имеющие фрустрированную потребность проявить себя и, вероятно – внутриличностный конфликт.
Выделены мишени для практической работы психолога–консультанта, в том числе педагога-психолога в школе, как специалиста, наиболее часто и тесно сталкивающегося с проблемами компьютерной игровой зависимости у подростков. А именно: работа с самовыражением и оценкой результатов своей деятельности, снижение уровня сверхобобщений и предсказаний, коррекция долженствования, выявление и разрешение внутри–личностных конфликтов.