Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов (18+)

Специфика работы незрячего пианиста над произведениями композиторов XX века (на примере сочинений А. Берга, П. Хиндемита, Р. Щедрина)

Стоимость
3000 руб.
Содержание
Теория
Объем
58 страниц лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Danilmusic25
Профессия музыканта была всегда одной из основных среди незрячих ввиду их ограниченных возможностей. С появлением в XIX веке нотной системы Луи Брайля, которой пользуется весь мир, их возможности существенно расширились, т.к. эта система позволяла и позволяет писать и читать ноты практически для всех инструментов. Однако эта система была, по-видимому, нацелена в первую очередь на освоение незрячим исполнителем популярного репертуара классической музыки, в то время как музыкальное искусство не стояло на месте и продолжает развиваться и по сей день. В XX веке возникают абсолютно новые парадигмы музыкальной эстетики, которые влияют как на слуховое восприятие музыки, так и на визуальное отображение нотного текста. Появляется додекафонная техника письма, возникает концепция многопараметровости Веберна, пуантилизм, тинтинабули и другие композиторские техники, требующие от нотной системы Брайля ещё большего обновления и совершенства. Безусловно, работа по её усовершенствованию проводилась, однако эти новшества отражались в основном только на упрощении записи классических произведений предыдущих эпох. Чем дальше музыкальный язык композиторов уходил от традиционной музыкальной риторики барокко, классицизма и романтизма, тем больше чувствовалось и чувствуется несовершенство Брайлевской фиксации музыки. Поэтому в большинстве своём незрячие исполнители берут в репертуар только классические произведения, что является, с одной стороны, хорошим фундаментом для их развития, с другой стороны, существенно сужает их рамки музыкального восприятия. Именно по этой причине любой опыт освоения современной музыки незрячим исполнителем оказывается весьма ценным для его коллег-музыкантов. Это тем более важно, что в нашей стране нот по шрифту Брайля издаётся крайне мало.
Следует поговорить о том, с какими же трудностями сталкивается незрячий исполнитель в целом, осваивая текст по нотной системе Луи Брайля?
Во-первых, в нотной системе Брайля нет единого, устоявшегося способа записи нотного текста всвязи с её многократным переделыванием с целью упрощения восприятия нотного текста для незрячих музыкантов, во-вторых, в Брайлевской нотной системе всё записывается в строчку, знак за знаком, что заставляет исполнителя держать в голове все правила записи нотного текста, стараясь распределять своё внимание между нотным текстом и музыкальными обозначениями (штрихи, динамика, педаль и т.д.), в-третьих, в данной системе существуют индивидуальные правила отсчёта интервалов и голосов: в скрипичном ключе или в партии правой руки сверху вниз, а в басовом ключе или в партии левой руки наоборот. Это особенно важно помнить при освоении сложных полифонических сочинений или произведений с плотной аккордовой фактурой. В-четвертых, все названные трудности особенно ярко проявляют себя именно в музыке XX века, которая, по своей структурной составляющей, является абсолютно нестабильной и непредсказуемой во всех аспектах её развития ввиду большого количества течений и стилистических тенденций, приводящих порой к их абсолютно неожиданным сочетаниям. Так, например: в первой сонате Альбана Берга, которая рассмотрена в данной работе, происходит сочетание фактурных формул романтизма с резкими кластерными диссонансами, характерными именно для этого композитора. Поэтому первым и самым важным путём преодоления всех этих трудностей при освоении незрячим пианистом музыки композиторов XX века необходимо составление своего так называемого «музыкального словаря», состоящего из особых риторических фигур, из особой музыкальной символики, которую нужно буквально «вычленять» из фактуры. Причём, для каждого современного композитора незрячему исполнителю необходимо составить свой, уникальный «словарь», ибо тенденции того же Берга и Щедрина абсолютно разные: если у Берга наблюдается сочетание позднего романтизма с ранним авангардом, то для Щедрина характерно эссеетичность, монтажность мышления, приводящая не только к постоянному варьированию фактурных и тематических элементов, но и к перемене метра, которая создаёт ощущение смены темпа, хотя в реальности этого не происходит. Такая же черта наблюдается и у Хиндемита, однако Хиндемит, являясь неоклассиком, опирался в основном на старинную полифонию и классическую гармонию, что существенно упрощает восприятие текста его произведений, благодаря чёткой звуковой иерархии. Есть также и другие трудности освоения незрячим пианистом музыки XX века, которые подробно рассмотрены в данной работе.
Уникальность же современной музыки состоит в том, что после преодоления текстовых и технических трудностей для незрячего исполнителя открывается подсознательный, неизведанный ресурс, помогающий чувствовать себя комфортно в этом непростом стиле и преодолевать сложные скачки, тогда как в музыке, например, романтической, при всей её доступности в текстовом плане, это порой оказывается затруднительным.
Хочется надеяться на то, что подобно другим процессам, ведущим к новым открытиям в области музыкального искусства, система нотной фиксации музыки для незрячих также не будет находиться в «замороженном» виде, но, учитывая социально-культурный запрос, будет усовершенствоваться, используя новые технологии и накопленный опыт преодоления трудностей в исполнении современной музыки.
 

Сколько стоит помощь с учебной работой?