Сравнительный анализ свойств нервной системы спортсменов игровых и циклических видов спорта
Описание работы
Работа пользователя Vseznayka1995
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «Сравнительный анализ свойств нервной системы спортсменов игровых и циклических видов спорта »
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................. 5
ВЫВОДЫ...................................................................................................... 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................ 37
В таких условиях всё более актуальным становится вопрос о том, каким образом соотносятся результаты исследований с использованием современных и аналогичных классических методик, а также о том, как соотносятся результаты, полученные в разных методиках, направленных на выявление смежных психофизиологических характеристик.
Целью нашей работы было изучить психофизиологические характеристики спортсменов игровых и циклических видов спорта.
В соответствие с целью были поставлены следующие задачи: 1)Проведение психофизиологического обследования спортсменов
различных специализаций.
22.Павлов, С. Е. Свойства нервной системы [Электронный ресурс]
–2000- Режим доступа: http://www.medicworlds.ru/medics-2215-5.html -
дата доступа 16.03.2014
2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................. 5
-
- Свойства нервной системы у спортсменов….......................................... 4
- Психофизиология функциональных состояний...................................... 7
- Темперамент......................................................................................... 9
- Спорт...................................................................................................... 12
- Материалы и методы исследования...................................................... 16
- Диагностика силы нервных процессов путем Теппинг-теста................. 16
-
- Определение лабильности нервной системы. Методика « Критическая частота световых мельканий ».................................................................................... 17
- Методика определения уравновешенности нервных процессов – «реакция на движущийся объект»..................................................................................... 19
- Методика определения подвижности нервных процессов.................... 20
- Методика определения особенностей темперамента............................. 22
- Результаты исследования и их обсуждение.......................................... 2
- Диагностика силы нервных процессов путем «Теппинг – теста»........... 23
- Определение восприятия дискретных световых стимулов..................... 24
- Определение уравновешенности нервных процессов............................. 26
- Определение подвижности нервных процессов...................................... 28
- Определение особенностей темперамента.............................................. 31
ВЫВОДЫ...................................................................................................... 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................ 37
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время роль компьютерных методов в исследованиях различных психологических и психофизиологических свойств человека постоянно возрастает. Это обусловлено возрастающей точностью измерений, а также удобством и простотой обработки больших массивов получаемых при этом данных.
Появление возможности множественной регистрации психофизиологических индикаторов привело к пониманию функциональных состояний как комплекса поведенческих проявлений, сопровождающих различные аспекты человеческой деятельности и поведения [Гримак, 1987].
В то же время, современный спорт предъявляет всё возрастающие требования к качеству и точности диагностики индивидуальных качеств спортсменов, в том числе и лежащих в сфере интересов психофизиологических исследований. Такие данные необходимы на различных этапах подготовки спортсменов – начиная от первичного отбора, и заканчивая мониторингом состояния в соревновательный период. Так, считается, что в процессе занятий спортом у спортсменов повышается сила и подвижность нервных процессов в коре головного мозга, улучшается уравновешенность процессов возбуждения и торможения, повышается пластичность центральной нервной системы
[Петровский,1979].
Так же в организме возникает большое количество условно рефлекторных связей между корой головного мозга, внутренними органами и двигательным аппаратом, поэтому определение данных свойств (являющихся также показателями функционального состояния нервной системы) у лиц, профессионально занимающихся спортом, является интересной и актуальной задачей.
В настоящее время роль компьютерных методов в исследованиях различных психологических и психофизиологических свойств человека постоянно возрастает. Это обусловлено возрастающей точностью измерений, а также удобством и простотой обработки больших массивов получаемых при этом данных.
Появление возможности множественной регистрации психофизиологических индикаторов привело к пониманию функциональных состояний как комплекса поведенческих проявлений, сопровождающих различные аспекты человеческой деятельности и поведения [Гримак, 1987].
В то же время, современный спорт предъявляет всё возрастающие требования к качеству и точности диагностики индивидуальных качеств спортсменов, в том числе и лежащих в сфере интересов психофизиологических исследований. Такие данные необходимы на различных этапах подготовки спортсменов – начиная от первичного отбора, и заканчивая мониторингом состояния в соревновательный период. Так, считается, что в процессе занятий спортом у спортсменов повышается сила и подвижность нервных процессов в коре головного мозга, улучшается уравновешенность процессов возбуждения и торможения, повышается пластичность центральной нервной системы
[Петровский,1979].
Так же в организме возникает большое количество условно рефлекторных связей между корой головного мозга, внутренними органами и двигательным аппаратом, поэтому определение данных свойств (являющихся также показателями функционального состояния нервной системы) у лиц, профессионально занимающихся спортом, является интересной и актуальной задачей.
В таких условиях всё более актуальным становится вопрос о том, каким образом соотносятся результаты исследований с использованием современных и аналогичных классических методик, а также о том, как соотносятся результаты, полученные в разных методиках, направленных на выявление смежных психофизиологических характеристик.
Целью нашей работы было изучить психофизиологические характеристики спортсменов игровых и циклических видов спорта.
В соответствие с целью были поставлены следующие задачи: 1)Проведение психофизиологического обследования спортсменов
различных специализаций.
-
-
- Определение корреляционных связей между показателями свойств нервной системы у спортсменов различных спортивных специализаций.
- Выявление связей между показателями функционирования нервной системы, полученными при помощи различных методик.
-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Анохин, П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса [текст] / П.К. Анохин. – М.: Медицина,1968. – 548 с.
- Айзенк, Г.Ю. Проверьте свои способности [Текст] / Г.Ю. Айзенк. - М., 1972. – 121 с.
- Беляев, А.А. 7 фактов об академической гребли [Электронный ресурс].-2010 – Режим доступа: http://www.mhealth.ru/form/sport/1031284/ - дата доступа 01.06.2015
- Блум, Ф. Мозг, разум и поведение: перевод с английского [Текст] / Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер. – М., 1988. – 248 с.
- Блейкер, В.М. Толковый словарь психологических терминов [Текст] / В.М. Блейхер. – М., 1995. – 327 с.
- Быков, К.М. Павловские среды [Текст] / К.М. Быков. М.-Л., 1949. – 208 с.
- Бурлаук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлаук, С.М. Морозов, Н.И. Козловский - Киев: "Наукова Думка", 1989. - 8-11 с.
- Балин, В.Д. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст] / В.Д. Балин, В.К Гербачевский. – СПб.: Изд- во «Питер», 2000. - 560 с.
- Бондаренко, С.М. Мозг.Обучение и здоровье [Текст] / С.М. Бондаренко, В.С. Ротенберг – М.,1989. – 240 с
- Блонский, П.П. Избранные произведения [Текст] / П.П. Блонский. - М.: Наука, 1964. - 380 с.
- Вяткин, Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности [Текст] / Б.А. Вяткин.- М.: ФиС,1978. – 134 с.
- Володин, В.А. Энциклопедия для детей. Т. 20 [Текст] / В. А. Володин. - М.: Аванта+, 2001. - 624 с.
- Гримак, Л. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности [Текст] / Л.П. Гримак. - М ., 1987. – 319 с.
- Гайда, В. К. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст] / В.К. Гайда, В. К. Горбачевский . - CПб., 2000. – 354 с.
- Данилова, Н. Н. Психофизиология [Текст] / Н.Н. Данилова - М., 2002. - 324 c.
- Доскин, В. А. Ритмы жизни [Текст] / В.А. Доскин - М.: Медицина, 1991. – 176 с.
- Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология [Текст] / Е.П. Ильин - СПб., 2001. – 544 с.
- Крылова, А. Л. Физиология высшей нервной деятельности [Текст] / Л.А. Крылова - М., 1997. – 92 c.
- Мантрова, И. Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике [Текст] / И.Н. Мантрова - Иваново, 2007. – 211 с .
- Малов, В. И. Я познаю мир: Футбол [Текст] / В.И. Малов - М., 2002. – 102 с.
- Мецлер, П. Теннис [Текст] / П. Мецлер - Пер. с англ. В. Вашедченко, Ю. Яснева. - М.: Агентство «ФАИР» , 1997. — 336 с.
22.Павлов, С. Е. Свойства нервной системы [Электронный ресурс]
–2000- Режим доступа: http://www.medicworlds.ru/medics-2215-5.html -
дата доступа 16.03.2014
- Петров, Н. И. Конькобежный спорт [Текст] / Н.И. Петров - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 222 с.
- Петровский, Б. В. Популярная медицинская энциклопедия [Текст] / Б.В. Петровский - М .: Советская энциклопедия 1979. – 704 с.
- Рогов, Е. И. Общая психология. Курс лекций [Текст] / Е.И. Рогов - Владос, 2007. – 448.
- Соколов, Е. Н. Нейронные механизмы памяти и обучения [Текст] / Е.Н. Соколов – М., 1981.- 144 с.
- Синельников, Р.Д. Атлас анатомии человека [Текст] / Р.Д. Синельников, Я.Р. Синельников - М 1996. – 1160 с.
- Филин, С. П. Концепции современного естествознания. Конспект лекций [Текст] / С.П. Филин - М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
- Фоменко, Б. Российский теннис. Энциклопедия [Текст] / Б.Фоменко - 1999. - 448 с.
- Фирсов, З. П. Плавание. Справочник / Составитель З. П. Фирсов. — М.: «Физкультура и спорт», 1976. — 384 с.
- Шашминов, А. М., Функциональные методы исследования в офтальмологии [Текст] / А.М. Шашминов, В.В. Волков – М.: Практическое пособие, 1999. – 416 с.