Сюжетно-ролевая игра как средство социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Описание работы
Работа пользователя Lenaorofss@mail.ru
Введение…………………………………………………………………….7
Глава 1. Теоретические основы развития социально-коммуникативных
навыков у детей старшего дошкольного возраста ……………………………..10
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………………...10
1.2. Анализ содержания понятия «социально-коммуникативных навыков» на основе научной психолого-педагогической литературы…………………………………………………...…………………..19
1.3. Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации……………………………………25
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры на примере МБДОУ «ЦРР – ДС «Солнышко» Оконешниковского муниципального района Омской области……………………………………………………………………………36
2.1. Анализ деятельности МБДОУ «ЦРР – ДС «Солнышко»
по развитию социально-коммуникативных навыков у детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………………...36
2.2. Первичная диагностика развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста……………………………..44
2.3. Содержание комплекса сюжетно-ролевых игр по развитию
социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………………………...52
Заключение ………………………………………………………………..60
Список использованных источников ……………………………………66
Приложения ……………………………………………………………….71
Введение
Актуальность темы данной работы состоит в том, что в сфере детской
психологии и развития на первый план сегодня выходит проблема развития
ребенка во взаимодействии с окружающим его миром. Данная проблема
интенсивно анализируется психологами, педагогами, происходит постоянное
совершенствование методов работы с детьми по развитию и формированию
социально-коммуникативных навыков. Развитие данных навыков является
важным для взаимоотношений детей со сверстниками, взрослыми и
окружающими людьми, они важны для обеспечения готовности
адаптироваться к обучению в школе. Сегодня в соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область под названием «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка неслучайно – оно является актуальным и закономерным.
Социальная среда личности сегодня является решающим фактором ее
развития. Она обеспечивает полноценную практику взаимодействия речевого
общения.
«Следовательно, главная задача государства и общества по отношению к детям дошкольного возраста – обеспечение оптимальных условий для
развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции,
формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим,
умения общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим
ценностям».
Изучением психолого-педагогических особенностей детей старшего
дошкольного возраста занимались такие учёные как: Эльконин Д.Б,
Гальперин П.А, Запорожец А.В, Карпова С.Н, Леонтьев А.А. Н.Н. Подъяков.
В отношении развития социально-коммуникативных навыков накоплен
богатый научно-методической деятельности, которая отражена в работах
Беляева Б.В., Ведель Г.Е., Зимней И.А., Скалкина В.Л., Шубина Э.П.,
Андреевой B.C.
Сюжетно-ролевая игра в дошкольном образовательном учреждении была проведена в дошкольном образовательном учреждении. Особое внимание уделено таким исследователям, как: Венгер Л.А., Дьяченко
О.М, В.Л. Данилова, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, К.Д.Ушинский.
Все эти ученые непосредственно занимались изучением таких вопросов, как развитие социально-коммуникативных навыков в ДОУ. Из чего следует, что ДОУ является одним из первых институтов по первичных социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
Все вышеперечисленное противоречит исследованию между необходимостью развития социальных и коммуникативных навыков детей.
В дошкольном возрасте и недостаточном использовании соответствующих средств для развития этих навыков в детях указанной категории дошкольных образовательных организаций.
Проблема исследования: возможно ли применение сюжетно-ролевой
игры в качестве средства развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: разработать комплекс сюжетно-ролевых игр по
развитию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, комплекс игр по развитию
социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации будет наиболее успешным если учтены:
– психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста;
– особенности сюжетно-ролевой игры как средства развития
социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации;
– результаты диагностики развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации;
– особенности деятельности дошкольной образовательной организации
по рассматриваемой проблеме исследования.
Задачи исследования:
1) Определить психолого-педагогическую характеристику детей
старшего дошкольного возраста.
2) Раскрыть содержание понятия «социально-коммуникативных навыков» на основе анализа научной психолого-педагогической литературы.
3) Описать возможности сюжетно-ролевой игры как средства развития.
4) Осуществить анализ деятельности дошкольной образовательной организации по развитию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
5) Провести первичную диагностику развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1) Теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
2) Эмпирические (наблюдение, беседа, проективные методики).
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты проведенного исследования в совокупности создают теоретическую основу для практического совершенствования программа «Детство» которая направлена на развитие социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через сюжетно – ролевую игру может быть использована в практической деятельности педагогов ДОО.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
База исследования: МБДОУ «ЦРР – ДС «Солнышко» Оконешниковского муниципального района Омской области.
Список использованных источников
1. Антопольская Т.А., Журавлева С.С. Психолого-педагогическое моделирование социально-коммуникативного развития старших дошкольников в организации дополнительного образования детей // Электронная библиотека «Киберленинка». URL: https:// cyberleninka.ru/ article/n/psihologo-pedagogicheskoe-modelirovaniesotsialno-kommunikativnogo-razvitiya-starshih-doshkolnikov-v-organizatsiidopolnitelnogo (дата обращения: 22.12.2022 года).
2. Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Москва: Форум, 2021. 142 c.
3. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2020. C.185-188.
4. Белянина М.В. Коммуникативная культура личности. М.: Академия, 2020. 252 с.
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2021. 400 с.
6. Бычкова С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. М.: Аркти, 2017. 96 с.
7. Василик М.А. Основы теории коммуникации. М.: Гардарики, 2021. 615 с.
8. Венгер Л.А. Психическое развитие детей в игре. Руководство играми детей в дошкольном учреждении / под ред. Васильевой. М.: Просвещение, 2021. 127 с.
9. Веракса Н.Е. Игра – зона ближайшего развития ребенка // СДО. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igra-zona-blizhayshego-razvitiya-rebenka (дата обращения: 08.12.2022).
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 2021. 384 c. 67
11. Галигузова Л.Н. Искусство общения с ребёнком. М.: Аркти, 2021. 160 с.
12. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 2019. 620 с.
13. Давыдов В.В. Игра сюжетно-ролевая // Психологический словарь. URL: http://www.voppsy.ru/dictionary-d.html (дата обращения: 23.12.2022).
14. Дудко Я.О. Сюжетно-ролевая игра как средство социальнокоммуникативного развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. // Электронная библиотека «Киберленинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/syuzhetno-rolevaya-igra-kak-sredstvo-sotsialnokommunikativnogo-razvitiya-doshkolnikov-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi (дата обращения: 22.12.2022 года).
15. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: автореф. дис. ... докт. психол. наук. СПб., 2020. 380 с.
16. Журавлева С.С. Психологическое обеспечение социальнокоммуникативного развития старшего дошкольника в организации дополнительного образования детей. // Электронная библиотека «Киберленинка». URL: https:// cyberleninka.ru /article/n/ psihologicheskoeobespechenie-sotsialno-kommunikativnogo-razvitiya-starshego-doshkolnika-vorganizatsii-dopolnitelnogo (дата обращения: 22.12.2022 года).
17. Запорожец А.В. Психология личности дошкольника. М.: Просвещение, 2021. 294 с.
18. Иванова Е.С. Сущность и специфика профилактики негативных эмоциональных состояний дошкольников средствами игровых технологий. // Электронная библиотека «Киберленинка». URL: https: // cyberleninka.ru/ article/n/suschnost-i-spetsifika-profilaktiki-negativnyhemotsionalnyh-sostoyaniy-doshkolnikov-sredstvami-igrovyh-tehnologiy (дата обращения: 22.12.2022 года).
19. Итильсон Л.Б. Социальная психология: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: ИЦ Академия, 2020. 264 с.
20. Карпова Н.А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников. М.: Просвещение, 2020. 80 c.
21. Кормильцева Е.С. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2021. 544 с.
22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. М.: Изд-воУРАО, 2020. 176 с.
23. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 2021. 204 с.
24. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. М.: Педагогика, 2021. 405 с.
25. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Ред. коллегия: проф. Г.Г. Шахвердов и др. М.: Физкультура и спорт, 2020. 384 с.
26. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А.Г. М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2021. 384 с.
27. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. 2019. С. 124.
28. Макарова Е.Д. Игра в жизни современного дошкольника // Детский сад: теория и практика. 2020. №1. С. 96-103.
29. Макрчан М.А Организационно-деятельные игры в образовании. Красноярск: РИО КГПУ, 2021. 100 с.
30. Михайленко Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М.: Академический проект, 2020. 160 с.
31. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования. 8-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2020. 240 с.
32. Мухина В.С. Психология развития детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2021. 241 с.
33. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Роспедагенство, 2020. 296 c.
34. Поддьяков Н.Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М.: Педагогика, 2021. 200 с. 69
35. Полякевич Ю.В. Формирование коммуникативных навыков у детей 5-7 лет. Волгоград: Воспитатель, 2020. 159 с.
36. Привалова С.Е. Результаты исследования сформированности коммуникативных умений у дошкольников. // Электронная библиотека «Киберленинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rezultaty-issledovaniyasformirovannosti-kommunikativnyh-umeniy-u-doshkolnikov (дата обращения: 22.12.2022 года).
37. Проняева С.В. Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста: дис... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2020. 164 с.
38. Репина Т.А. Деятельность и взаимоотношения. М.: Педагогика, 2021. 125 с.
39. Репина Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. М.: Академия, 2021. 248 с.
40. Рубинчик Ю.С. Коллективные взаимоотношения детей дошкольного возраста. // Электронная библиотека «Киберленинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kollektivnye-vzaimootnosheniya-deteydoshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 22.12.2022 года).
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2020. 705 с.
42. Рудик П.А. Психология. М.: ВЛАДОС, 2021. 336 с.
43. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками. М.: Академия, 2021. 271 с.
44. Санькова О.А. К вопросу формирования коммуникативных умений // Среднее профессиональное образование. 2020. С. 21-22.
45. Серебрякова О.В. Игра как средство диагностики межличностных взаимоотношений дошкольников в норме и с общим недоразвитием речи. // Электронная библиотека «Киберленинка». URL: https:// cyberleninka.ru/ article/n/igra-kak-sredstvo-diagnostiki-mezhlichnostnyhvzaimootnosheniy-doshkolnikov-v-norme-i-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 22.12.2022 года).
46. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для вузов 3-е издание. СПб, 2019. 307 с.
47. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М.: Академия, 2020. 151 с.
48. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политическая литература, 2019. 270 с.
49. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. М: Просвещение: Владос, 2021. 103 с.
50. Уханова А.В. Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка. М.: Владос, 2020. 185 с.
51. Ушинский К.Д. Наука и искусство воспитания / сост. С.Ф. Егоров. М.: Просвещение, 2021. 208 с.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. // Электронная библиотека «Киберленинка». URL: http://edu.mari.ru/mouomedvedevo/dou10/DocLib7/ФГОС%20ДО/ФГОС%20ДО .pdf (дата обращения: 22.12.2022 года).
53. Харчевникова А.Н. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей. М.: Аркти, 2021. 63 с.
54. Чернецкая А.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Ростов-н/Д.: Феникс, 2020. 512 с.
55. Чернова Л.В. Воспитание дошкольников. СПб.: Питер, 2020. 312 с.
Глава 1. Теоретические основы развития социально-коммуникативных
навыков у детей старшего дошкольного возраста ……………………………..10
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………………...10
1.2. Анализ содержания понятия «социально-коммуникативных навыков» на основе научной психолого-педагогической литературы…………………………………………………...…………………..19
1.3. Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации……………………………………25
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры на примере МБДОУ «ЦРР – ДС «Солнышко» Оконешниковского муниципального района Омской области……………………………………………………………………………36
2.1. Анализ деятельности МБДОУ «ЦРР – ДС «Солнышко»
по развитию социально-коммуникативных навыков у детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………………...36
2.2. Первичная диагностика развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста……………………………..44
2.3. Содержание комплекса сюжетно-ролевых игр по развитию
социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………………………...52
Заключение ………………………………………………………………..60
Список использованных источников ……………………………………66
Приложения ……………………………………………………………….71
Введение
Актуальность темы данной работы состоит в том, что в сфере детской
психологии и развития на первый план сегодня выходит проблема развития
ребенка во взаимодействии с окружающим его миром. Данная проблема
интенсивно анализируется психологами, педагогами, происходит постоянное
совершенствование методов работы с детьми по развитию и формированию
социально-коммуникативных навыков. Развитие данных навыков является
важным для взаимоотношений детей со сверстниками, взрослыми и
окружающими людьми, они важны для обеспечения готовности
адаптироваться к обучению в школе. Сегодня в соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область под названием «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка неслучайно – оно является актуальным и закономерным.
Социальная среда личности сегодня является решающим фактором ее
развития. Она обеспечивает полноценную практику взаимодействия речевого
общения.
«Следовательно, главная задача государства и общества по отношению к детям дошкольного возраста – обеспечение оптимальных условий для
развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции,
формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим,
умения общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим
ценностям».
Изучением психолого-педагогических особенностей детей старшего
дошкольного возраста занимались такие учёные как: Эльконин Д.Б,
Гальперин П.А, Запорожец А.В, Карпова С.Н, Леонтьев А.А. Н.Н. Подъяков.
В отношении развития социально-коммуникативных навыков накоплен
богатый научно-методической деятельности, которая отражена в работах
Беляева Б.В., Ведель Г.Е., Зимней И.А., Скалкина В.Л., Шубина Э.П.,
Андреевой B.C.
Сюжетно-ролевая игра в дошкольном образовательном учреждении была проведена в дошкольном образовательном учреждении. Особое внимание уделено таким исследователям, как: Венгер Л.А., Дьяченко
О.М, В.Л. Данилова, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, К.Д.Ушинский.
Все эти ученые непосредственно занимались изучением таких вопросов, как развитие социально-коммуникативных навыков в ДОУ. Из чего следует, что ДОУ является одним из первых институтов по первичных социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
Все вышеперечисленное противоречит исследованию между необходимостью развития социальных и коммуникативных навыков детей.
В дошкольном возрасте и недостаточном использовании соответствующих средств для развития этих навыков в детях указанной категории дошкольных образовательных организаций.
Проблема исследования: возможно ли применение сюжетно-ролевой
игры в качестве средства развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: разработать комплекс сюжетно-ролевых игр по
развитию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, комплекс игр по развитию
социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации будет наиболее успешным если учтены:
– психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста;
– особенности сюжетно-ролевой игры как средства развития
социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации;
– результаты диагностики развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации;
– особенности деятельности дошкольной образовательной организации
по рассматриваемой проблеме исследования.
Задачи исследования:
1) Определить психолого-педагогическую характеристику детей
старшего дошкольного возраста.
2) Раскрыть содержание понятия «социально-коммуникативных навыков» на основе анализа научной психолого-педагогической литературы.
3) Описать возможности сюжетно-ролевой игры как средства развития.
4) Осуществить анализ деятельности дошкольной образовательной организации по развитию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
5) Провести первичную диагностику развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1) Теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
2) Эмпирические (наблюдение, беседа, проективные методики).
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты проведенного исследования в совокупности создают теоретическую основу для практического совершенствования программа «Детство» которая направлена на развитие социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через сюжетно – ролевую игру может быть использована в практической деятельности педагогов ДОО.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
База исследования: МБДОУ «ЦРР – ДС «Солнышко» Оконешниковского муниципального района Омской области.
Список использованных источников
1. Антопольская Т.А., Журавлева С.С. Психолого-педагогическое моделирование социально-коммуникативного развития старших дошкольников в организации дополнительного образования детей // Электронная библиотека «Киберленинка». URL: https:// cyberleninka.ru/ article/n/psihologo-pedagogicheskoe-modelirovaniesotsialno-kommunikativnogo-razvitiya-starshih-doshkolnikov-v-organizatsiidopolnitelnogo (дата обращения: 22.12.2022 года).
2. Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Москва: Форум, 2021. 142 c.
3. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2020. C.185-188.
4. Белянина М.В. Коммуникативная культура личности. М.: Академия, 2020. 252 с.
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2021. 400 с.
6. Бычкова С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. М.: Аркти, 2017. 96 с.
7. Василик М.А. Основы теории коммуникации. М.: Гардарики, 2021. 615 с.
8. Венгер Л.А. Психическое развитие детей в игре. Руководство играми детей в дошкольном учреждении / под ред. Васильевой. М.: Просвещение, 2021. 127 с.
9. Веракса Н.Е. Игра – зона ближайшего развития ребенка // СДО. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igra-zona-blizhayshego-razvitiya-rebenka (дата обращения: 08.12.2022).
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 2021. 384 c. 67
11. Галигузова Л.Н. Искусство общения с ребёнком. М.: Аркти, 2021. 160 с.
12. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 2019. 620 с.
13. Давыдов В.В. Игра сюжетно-ролевая // Психологический словарь. URL: http://www.voppsy.ru/dictionary-d.html (дата обращения: 23.12.2022).
14. Дудко Я.О. Сюжетно-ролевая игра как средство социальнокоммуникативного развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. // Электронная библиотека «Киберленинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/syuzhetno-rolevaya-igra-kak-sredstvo-sotsialnokommunikativnogo-razvitiya-doshkolnikov-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi (дата обращения: 22.12.2022 года).
15. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: автореф. дис. ... докт. психол. наук. СПб., 2020. 380 с.
16. Журавлева С.С. Психологическое обеспечение социальнокоммуникативного развития старшего дошкольника в организации дополнительного образования детей. // Электронная библиотека «Киберленинка». URL: https:// cyberleninka.ru /article/n/ psihologicheskoeobespechenie-sotsialno-kommunikativnogo-razvitiya-starshego-doshkolnika-vorganizatsii-dopolnitelnogo (дата обращения: 22.12.2022 года).
17. Запорожец А.В. Психология личности дошкольника. М.: Просвещение, 2021. 294 с.
18. Иванова Е.С. Сущность и специфика профилактики негативных эмоциональных состояний дошкольников средствами игровых технологий. // Электронная библиотека «Киберленинка». URL: https: // cyberleninka.ru/ article/n/suschnost-i-spetsifika-profilaktiki-negativnyhemotsionalnyh-sostoyaniy-doshkolnikov-sredstvami-igrovyh-tehnologiy (дата обращения: 22.12.2022 года).
19. Итильсон Л.Б. Социальная психология: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: ИЦ Академия, 2020. 264 с.
20. Карпова Н.А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников. М.: Просвещение, 2020. 80 c.
21. Кормильцева Е.С. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2021. 544 с.
22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. М.: Изд-воУРАО, 2020. 176 с.
23. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 2021. 204 с.
24. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. М.: Педагогика, 2021. 405 с.
25. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Ред. коллегия: проф. Г.Г. Шахвердов и др. М.: Физкультура и спорт, 2020. 384 с.
26. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А.Г. М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2021. 384 с.
27. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. 2019. С. 124.
28. Макарова Е.Д. Игра в жизни современного дошкольника // Детский сад: теория и практика. 2020. №1. С. 96-103.
29. Макрчан М.А Организационно-деятельные игры в образовании. Красноярск: РИО КГПУ, 2021. 100 с.
30. Михайленко Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М.: Академический проект, 2020. 160 с.
31. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования. 8-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2020. 240 с.
32. Мухина В.С. Психология развития детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2021. 241 с.
33. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Роспедагенство, 2020. 296 c.
34. Поддьяков Н.Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М.: Педагогика, 2021. 200 с. 69
35. Полякевич Ю.В. Формирование коммуникативных навыков у детей 5-7 лет. Волгоград: Воспитатель, 2020. 159 с.
36. Привалова С.Е. Результаты исследования сформированности коммуникативных умений у дошкольников. // Электронная библиотека «Киберленинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rezultaty-issledovaniyasformirovannosti-kommunikativnyh-umeniy-u-doshkolnikov (дата обращения: 22.12.2022 года).
37. Проняева С.В. Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста: дис... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2020. 164 с.
38. Репина Т.А. Деятельность и взаимоотношения. М.: Педагогика, 2021. 125 с.
39. Репина Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. М.: Академия, 2021. 248 с.
40. Рубинчик Ю.С. Коллективные взаимоотношения детей дошкольного возраста. // Электронная библиотека «Киберленинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kollektivnye-vzaimootnosheniya-deteydoshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 22.12.2022 года).
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2020. 705 с.
42. Рудик П.А. Психология. М.: ВЛАДОС, 2021. 336 с.
43. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками. М.: Академия, 2021. 271 с.
44. Санькова О.А. К вопросу формирования коммуникативных умений // Среднее профессиональное образование. 2020. С. 21-22.
45. Серебрякова О.В. Игра как средство диагностики межличностных взаимоотношений дошкольников в норме и с общим недоразвитием речи. // Электронная библиотека «Киберленинка». URL: https:// cyberleninka.ru/ article/n/igra-kak-sredstvo-diagnostiki-mezhlichnostnyhvzaimootnosheniy-doshkolnikov-v-norme-i-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 22.12.2022 года).
46. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для вузов 3-е издание. СПб, 2019. 307 с.
47. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М.: Академия, 2020. 151 с.
48. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политическая литература, 2019. 270 с.
49. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. М: Просвещение: Владос, 2021. 103 с.
50. Уханова А.В. Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка. М.: Владос, 2020. 185 с.
51. Ушинский К.Д. Наука и искусство воспитания / сост. С.Ф. Егоров. М.: Просвещение, 2021. 208 с.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. // Электронная библиотека «Киберленинка». URL: http://edu.mari.ru/mouomedvedevo/dou10/DocLib7/ФГОС%20ДО/ФГОС%20ДО .pdf (дата обращения: 22.12.2022 года).
53. Харчевникова А.Н. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей. М.: Аркти, 2021. 63 с.
54. Чернецкая А.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Ростов-н/Д.: Феникс, 2020. 512 с.
55. Чернова Л.В. Воспитание дошкольников. СПб.: Питер, 2020. 312 с.