технология «Дебаты» как средство развития коммуникативной культуры у учащихся младшего школьного возраста.
Описание работы
Работа пользователя General1000
В связи с принятием новой государственной стратегии развития образования выделяются следующие группы ключевых компетенций, необходимых каждому человеку: политические, социальные, коммуникативные, межкультурные компетенции; толерантность; умение и желание непрерывно учиться; владение технологиями.
Смещение акцентов с формирования знаний на развитие способностей, на формирование умений (интеллектуальных и социальных) – это не случайность и не дань моде, а отражение требований тех реалий, которые имеют место сегодня в мире.
В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, в ФГОС НОО указано, что необходимым условием формирования социально активной личности является формирование ключевых компетенций младших школьников, ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию. «Содержание образования ориентировано на достижение каждым обучающимся результатов образования, определяемых Стандартом, в виде сформированных ключевых компетентностей: компетентность разрешения проблем, информационная компетентность, коммуникативная компетентность…» [1].
Актуальность формирования таких качеств, как самостоятельность и способность к самоорганизации, толерантность, готовность к сотрудничеству, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы несомненна, так как ситуация в стране, да и во всем мире постоянно меняется. Понятия устаревают быстро, то есть нужно вооружать детей не конкретными сведениями, а технологией получения определенных знаний.
Одной из самых важных в стандарте в основной и старшей школе признана коммуникативная компетентность.
Это обусловлено тем, что во всем мире наблюдается резкое снижение культурного уровня. Ситуация с культурой речи принимает угрожающий характер, причем затрагивает все слои населения.
Не менее важной причиной внимания к формированию и развитию коммуникативной компетентности является значение слова в нашей жизни, так как оно - важнейшее средство коммуникации. Человек, произносящий речь, приковывает внимание окружающих. Высказывая то или иное суждение, оратор воздействует на слушателя, отстаивает свою точку зрения, доказывает правильность высказанных положений.
Мастерство публичной речи – непреходящая ценноcть, существовавшая еще в античности и сохранившаяся до сих пор. Умение говорить, убеждать приобретает особое значение в эпоху демократизации общeства, когда у людей есть право свободно выступать, доказывать свою точку зрения, спорить.
Все сказанное порождает противоречие: с одной стороны, нужно формировать навыки публичного выступления, так как активность населения растет и человечество стремится к демократии – свободе слова. С другой стороны, общество не готово к свободному общению, так как культура общения очень низка во всех слоях населения.
Особенное значение в этих условиях приобретают технологии, направленные на достижение гарантированного результата.
Одна из современных образовательных технологий - «Дебаты», разработанная американскими учеными. Она позволяет формировать ключевые умения, связанные с культурой спора. Умение доказывать свою точку зрения важно безотносительно к какому-либо предмету, так как умение обсуждать проблему с разных сторон, аргументировать точку зрения, достойно реагировать на мнение оппонентов необходимо в любой сфере деятельности, на разных уровнях жизни – бытовом, деловом, профессиональном и т.д.
«Дебаты» - это интеллектуальная игра, предложенная известным американским социологом Карлом Поппером, представляет собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Сyть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри в своей правоте.
Дебаты позволяют развить «навыки эффективного публичного выступления, работы с информацией, подготовки кейcа, стреccоустойчивости, работы с вопросами, командного взаимодействия; расширить кругозор; развить коммуникативную компетентность. Кроме того, дебаты позволяют распространять гуманитарные ценности толерантности и терпимости к противоположной точке зрения.
В ходе игр учащиеся получают основательные знания по разрабатываемым темам, учатся правильно строить свою речь, получают навыки ведения исследовательской работы, проходят через мастерские логики, риторики, культуры речи, имиджа спикера.
Использование технологии «Дебаты» позволяет решать следующие педагогические задачи:
«Обучающие, так как технология способствует закреплению, актуализации полученных ранее знаний, овладению новыми знаниями, умениями и навыками;
Развивающие, так как игра способствует развитию интеллектуальных, лингвистических качеств, творческих способностей. Дебаты развивают логику, критическое мышление, позволяют сформировать системное видение проблемы, наличие взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения;
Воспитательные, так как технология способствует формированию культуры спора, уважению к чужому мнению, признанию множественности подходов к решению вопроса;
Коммуникативные, так как учебная деятельность осуществляется в межличностном общении; обучение происходит в совместной деятельности» [19]
За период развития программы в России накоплен опыт использования методики дебатов в обучении иностранному языку, предметам общегуманитарного и естественнонаучного цикла. Таким образом, эта технология является универсальной, так как имеет отношение ко всем предметам школьного курса и может быть использована во внеурочной деятельности. Технологией «Дебаты» занимались такие ученые как С. А. Пуйман, В. В. Чечет, Е. О. Галицких.
Проблема исследования заключается в поиске условий, при которых технология «Дебаты» будет способствовать развитию коммуникативной культуры учащихся младшего школьного возраста.
Объект исследования - процесс развития коммуникативной культуры у учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования - технология «Дебаты» как средство развития коммуникативной культуры у учащихся младшего школьного возраста.
Цель исследования - выявить условия при которых технология "Дебаты" будет способствовать развитию коммуникативной культуры учащихся младшего школьного возраста и апробировать их опытно-педагогическим путем.
Гипотеза исследования: технология «Дебаты» будет способствовать развитию коммуникативной культуры учащихся младшего школьного возраста, если:
Практическая значимость исследования: разработанные рекомендации могут быть использованы в работе учителей, классных руководителей начальных классов.
Смещение акцентов с формирования знаний на развитие способностей, на формирование умений (интеллектуальных и социальных) – это не случайность и не дань моде, а отражение требований тех реалий, которые имеют место сегодня в мире.
В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, в ФГОС НОО указано, что необходимым условием формирования социально активной личности является формирование ключевых компетенций младших школьников, ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию. «Содержание образования ориентировано на достижение каждым обучающимся результатов образования, определяемых Стандартом, в виде сформированных ключевых компетентностей: компетентность разрешения проблем, информационная компетентность, коммуникативная компетентность…» [1].
Актуальность формирования таких качеств, как самостоятельность и способность к самоорганизации, толерантность, готовность к сотрудничеству, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы несомненна, так как ситуация в стране, да и во всем мире постоянно меняется. Понятия устаревают быстро, то есть нужно вооружать детей не конкретными сведениями, а технологией получения определенных знаний.
Одной из самых важных в стандарте в основной и старшей школе признана коммуникативная компетентность.
Это обусловлено тем, что во всем мире наблюдается резкое снижение культурного уровня. Ситуация с культурой речи принимает угрожающий характер, причем затрагивает все слои населения.
Не менее важной причиной внимания к формированию и развитию коммуникативной компетентности является значение слова в нашей жизни, так как оно - важнейшее средство коммуникации. Человек, произносящий речь, приковывает внимание окружающих. Высказывая то или иное суждение, оратор воздействует на слушателя, отстаивает свою точку зрения, доказывает правильность высказанных положений.
Мастерство публичной речи – непреходящая ценноcть, существовавшая еще в античности и сохранившаяся до сих пор. Умение говорить, убеждать приобретает особое значение в эпоху демократизации общeства, когда у людей есть право свободно выступать, доказывать свою точку зрения, спорить.
Все сказанное порождает противоречие: с одной стороны, нужно формировать навыки публичного выступления, так как активность населения растет и человечество стремится к демократии – свободе слова. С другой стороны, общество не готово к свободному общению, так как культура общения очень низка во всех слоях населения.
Особенное значение в этих условиях приобретают технологии, направленные на достижение гарантированного результата.
Одна из современных образовательных технологий - «Дебаты», разработанная американскими учеными. Она позволяет формировать ключевые умения, связанные с культурой спора. Умение доказывать свою точку зрения важно безотносительно к какому-либо предмету, так как умение обсуждать проблему с разных сторон, аргументировать точку зрения, достойно реагировать на мнение оппонентов необходимо в любой сфере деятельности, на разных уровнях жизни – бытовом, деловом, профессиональном и т.д.
«Дебаты» - это интеллектуальная игра, предложенная известным американским социологом Карлом Поппером, представляет собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Сyть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри в своей правоте.
Дебаты позволяют развить «навыки эффективного публичного выступления, работы с информацией, подготовки кейcа, стреccоустойчивости, работы с вопросами, командного взаимодействия; расширить кругозор; развить коммуникативную компетентность. Кроме того, дебаты позволяют распространять гуманитарные ценности толерантности и терпимости к противоположной точке зрения.
В ходе игр учащиеся получают основательные знания по разрабатываемым темам, учатся правильно строить свою речь, получают навыки ведения исследовательской работы, проходят через мастерские логики, риторики, культуры речи, имиджа спикера.
Использование технологии «Дебаты» позволяет решать следующие педагогические задачи:
«Обучающие, так как технология способствует закреплению, актуализации полученных ранее знаний, овладению новыми знаниями, умениями и навыками;
Развивающие, так как игра способствует развитию интеллектуальных, лингвистических качеств, творческих способностей. Дебаты развивают логику, критическое мышление, позволяют сформировать системное видение проблемы, наличие взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения;
Воспитательные, так как технология способствует формированию культуры спора, уважению к чужому мнению, признанию множественности подходов к решению вопроса;
Коммуникативные, так как учебная деятельность осуществляется в межличностном общении; обучение происходит в совместной деятельности» [19]
За период развития программы в России накоплен опыт использования методики дебатов в обучении иностранному языку, предметам общегуманитарного и естественнонаучного цикла. Таким образом, эта технология является универсальной, так как имеет отношение ко всем предметам школьного курса и может быть использована во внеурочной деятельности. Технологией «Дебаты» занимались такие ученые как С. А. Пуйман, В. В. Чечет, Е. О. Галицких.
Проблема исследования заключается в поиске условий, при которых технология «Дебаты» будет способствовать развитию коммуникативной культуры учащихся младшего школьного возраста.
Объект исследования - процесс развития коммуникативной культуры у учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования - технология «Дебаты» как средство развития коммуникативной культуры у учащихся младшего школьного возраста.
Цель исследования - выявить условия при которых технология "Дебаты" будет способствовать развитию коммуникативной культуры учащихся младшего школьного возраста и апробировать их опытно-педагогическим путем.
Гипотеза исследования: технология «Дебаты» будет способствовать развитию коммуникативной культуры учащихся младшего школьного возраста, если:
- будет использоваться целенаправленно и систематически во внеурочной деятельности
- организационно-педагогическую модель использования дебатов будет разработана на основе компетентностного подхода
- будет проведен учет индивидуальных особенностей посредством систематического мониторинга уровня развития коммуникативной компетенции обучающихся.
- будут использованы различные формы работы классного руководителя для формирования коммуникативной компетентности;
- содержание внеурочных занятий будет обогащено ситуациями социального взаимодействия, направленные на формирование коммуникативных умений и навыков;
- Проанализировать психолого-педагогические аспекты развития коммуникативной культуры у младших школьников.
- Систематизировать и описать систему упражнений, алгоритм по освоению технологии «Дебаты».
Практическая значимость исследования: разработанные рекомендации могут быть использованы в работе учителей, классных руководителей начальных классов.