Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

технология разработки мерзлых грунтов

Стоимость
10000 руб.
Содержание
Теория + Практика
Объем
34 лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя 23rey93
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ​3
I. Техническое обслуживание и ремонт дорожных и строительных машин​
1.1. Сведения о дорожно-строительных машинах(классификация, технические характеристики и виды работ, выполняемые на конкретной машине)                      
II. Производство дорожно-строительных работ​16
2.1. Грунты и виды земельных сооружений​16
2.2. Технология выполнения работ экскаватором​19
2.3. Технология выполнения работ бульдозером​25
III. Охрана труда и окружающей среды​29
3.1. Требования к машинисту дорожно-строительных машин​29
3.2. Правила безопасности при работе на дорожно-строительных машинах​29
3.3. Охрана окружающей среды​32
Заключение ​33
Список используемых источников​34
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
В своей дипломной работе я хочу рассмотреть две темы:
1. Технология разработки мёрзлых грунтов:
В условиях современного круглогодичного строительства примерно 20 % объема земляных работ разрабатывают в зимнее время. В связи повышенной прочностью мерзлых грунтов зимой в несколько раз увеличивается трудоемкость и стоимость их разработки. 
2. Технология разработки земляных сооружений:
При строительстве любого здания или сооружения, а также планировке и благоустройстве территорий ведут переработку грунта. Переработка включает следующие процессы: разработка грунта, перемещение грунта, укладка и уплотнение.
Непосредственному выполнению этих процессов в ряде случаев предшествуют или сопутствуют подготовительные или вспомогательные процессы. Подготовительные процессы осуществляются до начала разработки грунта, а вспомогательные - доили в процессе возведения земляных сооружений. Весь этот комплекс процессов называется земляными работами.
Перед этим поставим цель: анализ технологического процесса работы экскаватора и бульдозера на примере двух тем.
Задачи:
1. Изучение технологии разработки мёрзлых грунтов;
2. Изучение технологии разработки земляных сооружений;
3. Изучение техники безопасности машиниста ДСМ;
4. Изучение правил охраны труда при проведении работ.

I. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ДОРОЖНЫХ И СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
1.1. Сведения о дорожно-строительных машинах (классификация, технические характеристики и виды работ, выполняемые на конкретной машине)
Машины для подготовительных работ:
• корчеватели;
• кусторезы;
• многофункциональные машины – бульдозеры и экскаваторы.
Землеройные машины:
• бульдозеры;
• экскаваторы;
• грейдеры;
• скреперы.
Техника для укладки и обслуживания дорожных покрытий:
• катки;
• асфальтоукладчики;
• дорожные фрезы;
• автогудронаторы;
• распределители вяжущего;
• заливщики швов и другие.
Техника для изготовления и транспортировки строительных материалов (бетона, асфальтобетона, сыпучих материалов и т.д.):
• автобетоносмесители;
• автоцементовозы;
• бетононасосы;
• грохоты;
• дробильные машины;
• карьерная техника для добычи сыпучих материалов и другие.
Машины для строительства искусственных сооружений:
• грузоподъемные машины различных типов;
• копровые установки, 
• свайные молоты и вибропогружатели для установки свай;
• машины и оборудование для производства буровых работ;
• водоотливное оборудование.
Многие виды дорожно-строительной техники являются универсальными, они могут выполнять широкий круг работ в различных отраслях строительства. К таким машинам относятся бульдозеры, экскаваторы, подъемные краны, автобетоносмесители, цементовозы и т.д. С другой стороны, существуют машины с узкой специализацией, к этой группе относятся асфальтоукладчики, заливщики швов, распределители вяжущего, техника для изготовления и транспортировки асфальтобетона и гудрона, и т.д.
Особенностью современных дорожно-строительных машин являются сложность конструкции и высокая мощность, которые будут расти в связи с возрастающим развитием техники. На сложных машинах увеличивается вероятность возникновения неисправностей и отказов в работе, усложняется процесс их выявления и устранения, соответственно возрастают затраты труда, средств и времени на устранение неисправностей.
Экскаватор ЭО-33211 имеет следующие рабочие параметры:
Масса эксплуатационная экскаватора, кг18000
Основные размеры экскаватора

Габаритные размеры в транспортном положении, мм — длина — ширина — высота9500 2500 3680
Наибольшая глубина копания, мм5800
Радиус копания на уровне стоянки, мм9000
Наибольшая высота выгрузки, мм6500
Максимальная частота вращения платформы, об/мин.12
Продолжительность рабочего цикла, с20
Наибольшее усилие копания, кН (тс)111 (11,1)
Вместимость ковша, м30,42; 0,85; 1,05
Радиус вращения хвостовой части, мм2900
Высота по кабине, мм3330
Скорость передвижения, км/час — I передача — II передача8 25
Допустимый при работе угол наклона, град.5
Преодолеваемый угол твердого сухого пути, град.20
Двигатель экскаватора

V-образный, 6-ти цилиндровый, дизельный, 4-х тактный.ЯМЗ-236М2
Мощность, кВт (л.с.)110 (150)
Частота вращения выходного вала при номин.мощности, об/мин.1700
Удельный расход топлива при номин.мощности, гкВт*ч (г/л.с.*ч)220 (162)
Ходовое устройство экскаватора

Типпневмоколесное
Ширина при работе на откидных опорах, мм3700
База продольная, мм2800
Ширина, мм2500
Колея, мм1900
Клиренс, м475
Расстояние от оси задних колес до оси вращения платформы, мм1100
Высота «вывешивания», мм100
Максимальный радиус поворота колес, мм9200
Колесадвухскатные
Масса, кг6500
Шины — камерные, радиальные 10,00R20 (280R508), шт8
Давление в шинах, МПа (кгс/см2)0,79-0,84 (7,9-8,4)
Мосты — задний: приводной, не управляемый; — передний: приводной, управляемый.

Допустимая нагрузка на ось, Н (кгс)110000 (11000)
Корбка передач: механическая, комбинированная двухступенчатая

Количество передач2
Привод рулевого управлениягидравлический
Насос-дозаторНДМ80-У250-16
Тормоза: барабанного типа с клиновым разжимным устройством

Привод тормозапневматический
Стояночный тормоз: постоянно замкнутого типа

Центральный коллектор — общее количество каналов — количество воздушных каналов13 2
Гидравлическая система

Максимальное давление, МПа (кгс/см2) — в системе рабочего оборудования — в системе привода хода — в системе привода поворота — в системе управления — в системе рулевого управления — в пневмосистеме28 (280) 28 (280) 19 (190) 3 (30) 17 (170) 0,65-0,8 (6,5-8,00)
Электрооборудование экскаватора

Напряжение, В24
Аккумуляторная батарея 6СТ-190А, шт2
Генератор Г-273В1, шт1
Стартер 25 3708-01, шт1
 
Рис. 1. Одноковшовый полноповоротный экскаватор ЭО-3323А:
1 — противовес; 2 — капот; 3 — кабина; 4 — стрела; 5, 6, 8 — гидроцилиндры; 7—рукоять; 9 — ковш; 10— бульдозерный отвал; 11-g- ходовая часть;12— выносные.
Техническое обслуживание экскаватора включает:
− ежесменное техническое обслуживание (ЕО), выполняемое в течение рабочей смены;
− техническое обслуживание № 1 (ТО-1), выполняемое через каждые 125 моточасов работы двигателя;
− техническое обслуживание № 2 (ТО-2), выполняемое через каждые 500 моточасов работы двигателя;
− техническое обслуживание № 3 (ТО-3), выполняемое через каждые 1000 моточасов работы двигателя.
Техническое обслуживание ЭО-33211 А
Содержание работ и методика их проведенияТехнические требования
Ежесменное техническое обслуживание
1. Проверьте уровень рабочей жидкости в баке и, при необходимости добавьте ее до нормально уровня. Выверните маслоуказатель, для заливки масла выверните крышку заливной горловиныМаксимальный уровень – верхняя метка маслоуказателя; предельно допустимый уровень – нижняя метка маслоуказателя. После проверки и заливки маслоуказательи крышка должны быть завинчены до упора во избежание течи
2. Проверьте на холостом ходу и под нагрузкой работу гидроцилиндров экскаватора; осмотрите соединения трубопроводов; устраните течь маслаГидроцилиндры должны работать плавно, без рывков. Течь масла не допускается
3. Проверьте затяжку дисков и ступиц задних колес и, при необходимости, подтяните
4. Проверьте затяжку лонжеронов к переднему брусу и рамы к полураметрактора, при необходимости, подтяните болтыОтсутствие люфтов
5. Проверьте состояние штоков гидроцилиндровПоверхность штоков не должна иметь задиры и забоины
6. Смажьте пальцы шарнирных соединений

Техническое обслуживание ТО-1
7. Выполните работы, предусмотренные ЕО экскаватора и трактора
8. Смажьте шарнирные соединения согласно схеме смазки и таблице
9. Первая замена фильтров рабочей жидкости (затем замену производите только при ТО-3).

10. Проверьте затяжку стопорных винтов, пальцев, передних крышек и штоков гидроцилиндров, при необходимости, подтяните

11. Проверьте затяжку болтов головок пальцев стрелы, рукояти, ковша, опорных башмаков, при необходимости подтяните

12. Проверьте давление в шинах и, при необходимости, доведите его до нормыНоминальное давление в шинах экскаватора; для передних колес – 0,14 МПа (1,4 кгс/см2), для задних колес – 0,19 МПа (1,9 кгс/см2)
Техническое обслуживание ТО-2
13. Все работы, предусмотренные ЕО и ТО-1 экскаватора и трактора

14. Проверьте и, при необходимости, отрегулируйте давление предохранительных клапанов гидрораспределителейОтклонение давления от номинального 12МПа (12 кгс/см2), не должно превышать 2,0 МПа (20 кгс/см2),
15. Замените фильтры

16. Проверьте набивку сапуна. Отверните пробку сапуна бака, вытащите набивку, промойте в бензине и продуйте сжатым чистым воздухом, смажьте чистой рабочей жидкостью и соберите в обратном порядкеВ набивке сапуна не должно быть следов грязи и пыли
17. Осмотрите состояние окраски на экскаваторе и, при необходимости, подкрасьтеНе должно быть значительных царапин, сколов и других повреждений покрытий
18. Проверьте крепление рамы к рукавам задних полуосей и, при необходимости, подтяните гайки

19. Проверьте наружные крепления привода насоса, баков, крышек гидроцилиндров, гидрораспределителей, скоб для трубопроводов и, при необходимости, подтяните

Техническое обслуживание ТО-3
20. Все работы, предусмотренные ТО-2 экскаватора и трактора

21. Тщательно осмотрите узлы металлоконструкций рамы, поворотной колонки, стрелы, рукояти, отвала, ковша обратной лопаты, дышла и опорных башмаков. При обнаружении трещин, деформаций сварных швов устраните их рихтовкой и заваркойПри восстановлении разрушенных сечений и швов допускается установка усилительных накладок
22. Проверьте состояние грязесъемников на всех гидроцилиндрах, при необходимости, заменитеГрязесъемники не должны иметь перекосы, выпучивания и трещины
При разборке гидроцилиндров проверьте состояние всех уплотнений и бронзовых втулок передних крышек. При обнаружении поврежденных и неэластичных манжет и уплотнительных колец, износа либо задира во втулках – замените дефектные деталиМанжеты не должны иметь повреждений рабочих кромок. Уплотнительные кольца должны сохранять эластичность и первоначальную форма. Втулки не должны иметь задиров и значительного износа (допустимый размер втулки не более 56,2 мм)
23. Снимите с экскаватора, разберите и промойте гидрораспределители, перепускной и разгрузочный клапаны. Замените поврежденные уплотнения новыми. Если работоспособность промываемых узлов удовлетворительная, рекомендуется промывка на стендах подачей 1670-2500 см3/с (100 – 150 дм3/мин) без разборкиМанжеты не должны иметь поврежденных внутренних кромок, уплотнительные кольца круглого сечения должны сохранять эластичность и первоначальную форму, на промываемых поверхностях не должно оставаться смолисто-асфальтовых образований, особенно в демпферных отверстиях гидрораспределителей
Технические характеристики ДТ-75
Номинальное тяговое усилие3 т
Среднее удельное давление на грунт0,44 кГ/см2
Максимальное давление в гидросистеме100 кГ/см2
Диапазон скоростей передним ходом5,15-10,85 км/ч
Максимальное тяговое усилие на крюке при номинальной мощности ДВС3 000 кГ
Мощность на крюке на первой передаче56 л.с.
Шаг звена гусениц170 мм
Ширина звена гусениц390 мм
Ширина почвозацепов45 мм
Вес5,75 т
Мощность

Число оборотов коленчатого вала при номинальной мощности1 700 об/мин
Число цилиндров4
Диаметр цилиндра120 мм
Ход поршня140 мм
Степень сжатия17
Удельный расход топлива при номинальной мощности195 г/э. л. 
Габариты

Длина с механизмом навески4,57 м
Длина без механизма навески4,1 м
Габаритная ширина1,74 м
Высота по задним фарам2,3 м
Продольная база1,61 м
Ширина колеи1,33 м
Наименьший дорожный просвет при погруженныхпочвозацепах3,26 м
ТО назначается для снижения интенсивности изнашивания сборочных единиц машины путем своевременной их очистки от пыли и грязи, смазывания и регулирования.
ТО подразделяется на ТО-1, ТО-2, ТО-3, которые выполняют через определенные, установочное предприятиями-изготовителями величины наработки. 
СО выполняют два раза в год при подготовке машины к использованию в периоды летнего и зимнего сезонов. Если время проведения очередного, ТО по периодичности совпадает со временем выполнения планового ремонта, ТО и ремонт выполняют одновременно.
Операции ежесменного технического обслуживания (ЕТО) ДТ-75. 
1) - Очистка трактора от пыли, грязи;
2) - Проведение внешнего осмотра и контроля комплектности и состояния наружных креплений сборочных единиц и агрегатов, а также отсутствие течей топлива, масла, воды, электролита;
3) - На тракторе ДТ-75К после каждой смены необходимо сливать грязную воду из поддона вентиляционно-очистительной установки, а затем заливать до уровня контрольной пробки свежую воду.
4) - Проверка и (при необходимости) очистка щелей колпака моноциклона и защитной сетки воздухоочистителя с БФЭ (бумажными фильтрующими элементами) двигателей СМД-14НГ:
5) - Проверка и (при необходимости) доливка:
• масла в картер основного двигателя,
• охлаждающей жидкости в радиатор.
• топлива в баки основного и пускового двигателей,
• Проверка работоспособности систем освещения. сигнализации.
6) Проверка работоспособности систем освещения, сигнализации,  контрольных приборов, стеклоочистителя, тормозов.
Первое техническое обслуживание (ТО-1) проводится через каждые 60 моточасов работы трактора ДТ-75.
Операции первого технического обслуживания (ТО-1) трактора:
1) Осмотр и мойка трактора;
2) Обслуживание воздухоочистителя основного двигателя. В воздухоочистителе двигателя А-41 заменить масло в поддоне, промыть поддон, кассету, элементы, очистить пылесбросные щели;
3) - Проверка и регулировка натяжения ремней вентилятора и генератора двигателя A-41;
4) - Слив отстоя из топливного бака основного двигателя, а также из фильтра грубой очистки топлива двигателя А-41:
5) Проверка уровня масла и доливка (при необходимости):
• в картер основного двигателя.
• в корпус топливного насоса двигателя А-41
• в бак гидросистемы,
• в подшипники поддерживающих роликов,
• в подшипники опорных катков и цапфы кареток подвески
6) Смазывание выжимного подшипника главной муфты сцепления.
7) Проверка уровня и доливка (при необходимости) охлаждающей
жидкости в радиаторе
8) Проверка работоспособности систем освещения сигнализации,
контрольных приборов, стеклоочистителя, тормозов.
Второе техническое обслуживание агрегатов шасси трактора ДТ-75:
• замена масла в картере главного и пускового двигателя;
• смазка подшипников;
• разборка и промывка воздухоочистителя;
• проверка состояния топливного фильтра грубой очистки;
• промывка фильтра тонкой очистки топлива и замена бумажных фильтрующих элементов каждые 1440 часов работы;
• проверка и регулировка силы натяжения растяжек механизма навески и зазоров между коромыслами и клапанами;
• проверка и регулировка рычагов управления и педалей тормозов, пальцев гусениц, тормоза заднего моста;
• проверка состояния электроприводов, контактов генератора постоянного тока;
• замеры уровня заряда аккумулятора.
ТО-3:
• все процедуры из двух первых осмотров;
• полная замена масла и смазки;
• снятие и очистка стартера и генератора;
• смачивание фетрового фитиля;
• очистка головки цилиндров с проверкой герметичности клапанов;
• очистка и промывка форсунок с тестированием качества распыла топлива и давления на начале впрыска;
• стендовая проверка и регулировка топливного насоса;
• проверка работы контрольных приборов;
• проверка работы трактора на холостом ходу.
СО: 
• промывают систему охлаждения двигателя, топливный бак и топливо проводы;
• заменяют рабочие жидкости в соответствии с условиями эксплуатации предстоящего сезона; 
• заменяют масла на сорта, соответствующие предстоящему сезону эксплуатации машины; 
• доводят плотность электролита в аккумуляторной батарее до нормы, рассчитанной на предстоящий сезон эксплуатации;  
• включают или выключают подогреватель двигателя и устройств для обогрева кабин водителя и машиниста; 
• очищают от загрязнений стояночный тормоз и смазывают тонким слоем солидола детали разжимного и регулировочных механизмов, опорные поверхности концов тормозных колодок.
 
 
 
 
II. ПРОИЗВОДСТВО ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
2.1. Грунты и виды земельных сооружений
Самые крупные классы грунтов:
• Скальные грунты— грунты с жесткими структурными связями (кристаллизационными и цементационными)
• Дисперсные грунты— грунты с физическими, физико-химическими или механическими структурными связями.
• Мерзлые грунты— грунты с криогенными структурными связями.
• Техногенные грунты— грунты с различными структурными связями, образованными в результате деятельности человека.
Группы и подгруппы нескальных грунтовХарактеристика
Осадочные нецементированные:
крупнообломочныеНецементированные грунты, содержащие более 50 % по массе обломков кристаллических или осадочных пород с размерами частиц более 2 мм
песчаныеСыпучие в сухом состоянии грунты, содержащие менее 50 % по массе частиц крупнее 2 мм и не обладающие свойством пластичности (грунт не раскатывается в шнур диаметром 3 мм или число пластичности его  Jp<1
пылевато-глинистыеСвязные грунты, для которых число пластичности  Jp  ≥1
биогенныеГрунты с относительным содержанием органического вещества  Iот  > > 0,1 (озерные, болотные, озерно-болотные, аллювиально-болотные)
Почвенно-растительныеПриродные образования, слагающие поверхностный слой земной коры и обладающие плодородием
Искусственные 
.
 
Уплотненные в природном залегании, насыпные, намывные 
Преобразованные различными способами или перемещенные грунты природного происхождения и отходы производственной и хозяйственной деятельности человека
Скальные грунты, пожалуй, любой, даже абсолютно неподготовленный, человек сможет отличить от всех остальных типов грунта. На скальных грунтах из-за их высокой прочности проблем с фундаментом, с точки зрения несущей способности основания, не возникает – они часто сами могут служить фундаментом здания или сооружения.
Мерзлые грунты схожи по прочности соскальными и бывают сезонномерзлыми или многолетнемерзлыми. Сезонно мёрзлые грунты весной превращаются в талые и как основания фундаментов не могут использоваться.
Многолетнемерзлые грунты (ММГ) — это специфические грунтовые условия, проектирование фундаментов на которых одна из самых сложных задач и заниматься этим без помощи профессионалов не рекомендуется. В некоторой степени вопросы проектирования фундаментов на ММГ затронуты в соответствующей статье.
Техногенные грунты (свалки строительного или бытового мусора, грунтовые отвалы, отвалы отходов производств, золошлаковые насыпи) – так же очень специфические условия строительства. Проектирования фундаментов, опирающихся на такие грунты — задача для профессионалов и требует большой осторожности. Строить частный дом на таких грунтах обычно не приходится.
По степени залегания грунты делятся на:
• верхние слои;
• средней глубины залегания;
• глубокого залегания.
Земляные сооружения характеризуются тем, что имеют горизонтальную привязку на местности, высотные отметки, размеры, величину временных или постоянных грунтовых откосов.
• выемки — котлованы, траншеи, скважины, а также специальные сооружения: рудники, карьеры, каналы, шахты (угольные, ракетные);
• насыпи — плотины, дамбы, дорожное полотно
• обратные засыпки — пазухи котлованов ,засыпка траншей;
• спланированные площадки ;
• технологические подсыпки — искусственные основания;
• усиленные естественные основания — уплотнением; уплотнением тяжелыми трамбовками; уплотнение замачиванием грунта; закрепление грунта химическими агентами.
Земляные сооружения присутствуют при возведении любых зданий и сооружений (жилых, промышленных, инженерных сооружений), из любых материалов (дерево, кирпич, железобетон, сталь). Качество выполнения данного процесса в значительной мере определяет прочность и долговечность здания в целом.
Особенности возведения земляных сооружений:
• большое разнообразие материалов (грунтов) и их физико-механических характеристик (влажность, засоленность и т.д.);
• разнообразие природно-климатических условий (сухой и жаркий климат, сезонные отрицательные температуры, условия многолетнемерзлых грунтов (вечная мерзлота);
• сложность точного подсчета объема фунта, реально вынутого из конкретного земляного сооружения.
Процесс является комплексным и включает ряд простых строительных процессов:
• защита выемки от замачиванмя;
• водоотвод;
• водопонижение;
• водоотлив.
Основные процессы:
• подготовка грунта к разработке (рыхление, замачивание, оттаивание);
• разработка фунта (принятой технологией);
• транспортировка фунта в отвал или в земсооружение;
• отсыпка и уплотнение грунта до заданных параметров.
Вход в процесс:
• технический — приняты подготовительные работы на площадке;
• юридический — получено разрешение «на вскрышу» персонально на производителя работ (мастера, прораба) в местной администрации.
2.2 Технология выполнения работ экскаватором
Экскаваторами называют землеройные машины, предназначенные для копания грунта и погрузки его в транспортные средства или отсыпки в отвал. Экскаваторы делятся:
• на циклического действия (одноковшовые);
• непрерывного действия (многоковшовые).
Одноковшовые экскаваторы
Различают экскаваторы по типу рабочего оборудования и методам ведения работ:
• прямая лопата;
• обратная лопата;
• драглайн;
• грейфер.
Экскаватор прямая лопата (ПЛ)
Прямой лопатой (рис. 2.) разрабатывают и грузят грунт в транспортные средства в котлованах и резервах выше уровня стоянки экскаватора, когда уровень грунтовых вод ниже подошвы забоя. Рабочий цикл прямой лопаты имеет наименьшую длительность. Поэтому производительность прямой лопаты выше, чем драглайна и обратной лопаты, при одинаковой вместимости их ковшей. Ёмкость ковшей экскаваторов прямая лопата, применяемых в строительстве, 0,25-2,5 м3; при разработке полезных ископаемых применяются экскаваторы с ёмкостью ковша до 153 м3.
Рис. 2.Экскаватор прямая лопата:
I - ковш; 2 - рукоять; 3 - стрела (плечо); Lmax - максимальный вылет ковша от оси вращения экскаватора (дальность резания); +h , -h - высота подъёма ковша и глубина его опускания соответственно
Экскаватор обратная лопата (ОЛ) (рис. 3.)
Выпускаются с ковшами емкостью 0,15-Л м3. Емкость ковша меньше, чем у ПЛ, так как при разработке выемок экскаватор ОЛ копает ниже уровня стояния, что увеличивает опрокидывающий момент.
Обратную лопату используют для разработки неглубоких котлованов и траншей независимо от горизонта грунтовых вод. При этом грунты грузят в транспортные средства или укладывают в отвал. Обратную лопату целесообразно применять при небольших объёмах работ, так как ее применение не требует устройства специальной въездной траншеи, необходимой для прямой лопаты.
Рис. 3. Экскаватор обратная лопата:
1 - ковш; 2 - рукоять; 3 - стрела (плечо); Lmax - максимальный вылет ковша от оси вращения экскаватора (дальность резания); +h , -h - высота подъема ковша и глубина его опускания соответственно
Экскаватор-драглайн
Также разрабатывает грунт ниже уровня своей стоянки и применяется для разработки грунта в водонасыщенных грунтах и под водой. Рационален при глубине котлована (Нк) более 4 м и объеме разрабатываемого грунта более 20 тыс. м3.
Рабочее оборудование экскаватора-драглайна состоит из стрелы и ковша, подвешенного к стреле при помощи подъёмного и тягового канатов. Ковши применяются различной ёмкости - в скальных, предварительно разрыхлённых породах допускается работа драглайна при ёмкости ковша свыше 10 м3. Продолжительность цикла обычно на 10-20 % больше, чем при работе экскаватора с оборудованием прямой лопаты. С оборудованием драглайна работает до 40 % одноковшовых экскаваторов. Драглайны, имеющие т.н. шагающий ход, получили название шагающих экскаваторов.
 
Рис. 4. Экскаватор-драглайн:
1- ковш; 2 - подъёмный канат; 3 - тяговый канат; 4 - стрела; 5 - стрелоподъёмный полиспаст; Lmax - дальность резания; h - глубина резания
Экскаватор с грейферным ковшом
Грейфер - рабочее оборудование для разработки грунтов ниже и выше уровня стоянки экскаватора, для погрузки и разгрузки сыпучих материалов, а также для некоторых видов земляных работ в мягких грунтах (рытья колодцевых котлованов, очистки прудов и каналов).
Рис. 5. Экскаватор-грейфер:
1 - ковш; 2 - стрела; L - вылет ковша;
+h, -h - глубина подъёма ковша и глубина его опускания соответственно.
Рабочими параметрами одноковшовых экскаваторов при разработке выемок являются:
• +h - максимально возможная высота копания;
• - h - глубина копания (резания);
• ^рез* _ максимальный радиус (дальность Lmax) копания (резания) на уровне стоянки экскаватора;
• ^рез1 _ минимальный радиус (дальность Lmin) копания (резания) на уровне стоянки экскаватора;
• Re - радиус выгрузки;
• hB - высота выгрузки.Рис. 6. Схема разработки котлованов одноковшовыми экскаваторами.
1. - лобовая проходка прямой лопаты с односторонней погрузкой грунта в самосвалы;
2. - то же, с двухсторонней погрузкой,
3. - то же, с зигзагообразным перемещением экскаватора,
4. - боковая проходка,
5. - торцовая проходка обратной лопаты или драглайна;
6. - то же, при большей ширине котлована,
7. - то же, с зигзагообразным перемещением экскаватора,
8. - боковая проходка,
9. - продольно-челночная проходка драглайна
При разработке широких котлованов с погрузкой грунта в транспортные средства (например, при строительстве отстойников, фильтров, резервуаров, аэротенков и т.п.) чаще применяют экскаваторы, оборудованные прямой лопатой. Обратную лопату используют для разработки траншей, небольших котлованов с погрузкой грунта в транспортные средства или в отвал. Драглайн применяют для разработки котлованов, траншей и каналов, устройства насыпей из грунта резерва, а грейфер - для разработки глубоких котлованов с вертикальными стенками или подачи грунта при засыпке пазух. Пространство, в котором размещается экскаватор и производится выемка грунта, называют забоем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.3 Технология выполнения работ бульдозером
Технология производства земляных работ бульдозерами зависит от конкретных условий: вида и состояния грунта, рельефа местности, дальности перемещений грунта, высоты отсыпаемых насыпей и глубины разрабатываемых выемок.
Рабочий цикл бульдозера состоит из рабочего хода с копанием грунта, остановки для переключения движения на задний ход, холостого хода при возврате в исходное положение для копания и остановки для переключения на передний ход.
Основным элементом рабочего цикла является рабочий ход, при котором осуществляется внедрение отвала в грунт, набор призмы волочения перед отвалом и перемещение ее на требуемое расстояние, распределение и укладка грунта. Существуют три наиболее распространенные схемы внедрения отвала в грунт и набора призмы волочения в зависимости от вида грунта, ровности и уклона поверхности.
  
Рис. 7. Схема внедрения отвала в грунт и набор призмы волочения
На ровной поверхности возможно резкое заглубление отвала на максимальную глубину копания и постепенное его выглубление по мере роста призмы волочения. Такую схему зарезания применяют на легких и не переувлажненных грунтах.
Из-за неровностей поверхности, на которой производят бульдозерные работы, и неточности управления отвалом, которое зависит от типа подвески трактора и квалификации машиниста, внедрение отвала в грунт и набор призмы волочения осуществляют по ступенчатой схеме с частым выглублением и повторным заглублением отвала. Работая по этой схеме, добиваются почти полного использования мощности трактора и уменьшается путь формирования призмы волочения. Ступенчатую схему применяют при разработке тяжелых плотных грунтов.
При работе на большом уклоне, когда вес машины способствует копанию, внедрение в грунт и набор призмы волочения можно осуществлять с постоянной глубиной резания. Работа под уклон наиболее выгодна для бульдозера.
При наборе грунта, а также при последующем его перемещении следует оставлять как можно меньше неровностей на поверхности грунта для облегчения последующих проходов бульдозера. После заглубления на отвал действуют силы сопротивления, способствующие дальнейшему его заглублению; кроме того, эластичные звенья подвески ходовой части трактора нарушают точность управления отвалом в результате деформации при выглублении отвала и упругого действия подвески при заглублении.
Послойную разработку и перемещение грунтов производят при дальности перемещения 50-150 м. Большие расстояния перемещения экономически выгодны для тяжелых бульдозеров. При послойной разработке грунтов характерны челночные движения машины, чередующие рабочий и холостой ход. Грунт целесообразно разрабатывать и перемещать, двигаясь по одному следу с образованием боковых валиков, траншейным способом, спаренной работой бульдозеров, образованием промежуточных валов. В легких грунтовых условиях применяют дополнительное сменное оборудование бульдозера (открылки, уширители, удлинители).
Возведение насыпей осуществляют двумя способами: поперечными проходами из резерва (рис. 8, I) и продольными односторонними движениями машины (рис. 8, II).
Рис. 8. Основные земляные работы, выполняемые бульдозерами
При поперечном перемещении грунта из резервов целесообразно использовать траншейный способ разработки грунтов и спаренную работу машин. Первые призмы подают в центр насыпи, последующие - ближе к ее краям.
Призмы волочения укладывают вприжим. Подъемы откосов насыпи, по которым подается грунт, не должны превышать 30 %. При больших подъемах откосов насыпи работа неэффективна.
Продольными движениями бульдозера в направлении продольной оси насыпи целесообразно подавать грунт под уклон. Высота насыпи в этом случае может быть до 4-5 м.
Разработку выемок производят продольнымидвусторонними проходами (рис. 8, III) и поперечными ходами (рис. 8, IV). Продольный двусторонний способ обеспечивает большую производительность. В случае небольшой протяженности выемки возможна работа одним бульдозером. Применяют способ в случаях, когда грунт, вынутый из выемки, полностью укладывают в прилегающие насыпи. Поперечный способ разработки выемки применяют, когда излишки грунта укладывают в кавальеры вдоль будущего полотна дороги.
Разработку каналов, ирригационных сооружений, траншей, котлованов производят поперечными ходами бульдозера с постепенным смещением машины вдоль сооружений (рис. 8, V). Грунт укладывают в кавальеры по всей протяженности каналов, создавая с обеих сторон валы грунта. Разрабатывают грунт в параллельных траншеях глубиной не более габаритной высоты машины. Расстояние между траншеями до 0,4-0,6 м. После разработки разрушают межтраншейнуюперемычку. В этом случае эффективна групповая работа машин спаренными параллельными ходами.
Планировочные работы проводят на ровной поверхности, срезая небольшие бугры и засыпая впадины, ямы, овраги. Большие впадины засыпают с соседних косогоров продольными проходами (рис. 8, VI). Последующие проходы делают со смещением на 3/4 ширины отвала, чтобы исключить появление боковых валиков. После грубой передней планировки целесообразно провести отделку поверхности при заднем ходе бульдозера и “плавающем” положении отвала. Для большей точности целесообразно применять взаимно перпендикулярные проходы бульдозеров.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
III ОХРАНА ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
3.1. Требование к машинисту дорожно-строительных машин
Машинист дорожных и строительных машин - это квалифицированный рабочий, выполняющий земляные, дорожные и строительные работы с помощью бульдозера, экскаваторов; уплотняет, разравнивает дороги с помощью специализированных машин. Выполняет слесарные работы по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов.
Машинисту дорожных и строительных машин необходимы хорошее здоровье, физическая сила и выносливость, высокая острота слуха и зрения, высокая скорость и точность сенсомоторных реакций, развитый глазомер (линейный, плоскостной, объемный), умение распределять и быстро переключать внимание, хорошая зрительная память, склонность к работе с техникой.
Работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, почек и мочевыводящих путей, опорно-двигательного аппарата (затрудняющими передвижение), нервной системы, имеющим пониженные показатели зрения и слуха, аллергию.
3.2. Правила безопасности при работе на дорожно-строительных машинах
При работе на машинах, при их обслуживании или уходе за ними, при наладочных и ремонтных работах или текущей регулировке узлов, механизмов и агрегатов водитель и другие лица, участвующие в работах, должны соблюдать ряд правил, обеспечивающих личную безопасность людей и сохранность машин.
Ниже приведены основные правила дляработающих на дорожно-строительных машинах:
1. Запрещается выполнять работы неисправными машинами, даже если неисправны лишь отдельные узлы.
2. Категорически запрещается выезд на работу на самоходных и прицепных машинах с неисправными тормозами ходовых колес или гусениц. Для работ в ночное время машины должны быть оснащены достаточным количеством осветительных приборов. Работать ночью без освещения запрещается.
3. Машины, имеющие топливные баки или отопительные системы, должны быть снабжены огнетушителями; работать на таких машинах при отсутствии огнетушителей категорически запрещается.
4. При заправке топливом баков машин категорически запрещается курить или иметь вблизи машины открытые огни, например фонари, факелы и т. п
5. При воспламенении топлива в баках машин заливать пламя водой категорически запрещается, так как это может повести к взрыву. Следует пользоваться пенным огнетушителем и засыпать источник пламени песком или землей.
6. Перед розжигом форсунок необходимо убедиться в отсутствии капель и потеков горючего в топке; при наличии капель и потеков горючего следует удалить их протиранием обмуровки ветошью. Наличие горючего в топке может привести к взрыву.
7. У машин с электрическим приводом токоподводящие провода должны быть проложены в металлических трубах или в бронерукавах. ©тсутствие такой защиты может привести к случайной порче изоляции провода и замыканию тока на массу, что вызовет либо простой, либо аварию, а в случае прикосновений людей может причинить им тяжелые травмы.
8. Аппаратура контроля и управления машин с электрическим приводом (рубильники, предохранители, выключатели) должна быть смонтирована в ящике, запирающемся на ключ. При работе машины ящик должен быть заперт и ключ должен находиться У лица (водителя, оператора), ответственного за электропривод.
9. Ременные и цепные передачи, валы и другие вращающиеся детали, вблизи которых могут находиться люди, должны быть закрыты кожухами.
10. Категорически запрещается производить осмотры или мон- тажно-демонтажные, наладочные, регулировочные или ремонтные работы на машинахс работающими двигателями.
11. Водителю-оператору запрещается оставлять работающую машину. При уходе от машины водитель должен остановить двигатель. При пуске машины в работу водитель должен дать предупреждающий сигнал.
12. При остановке самоходной или прицепной машины водитель должен включить тормозаведущих колес или гусениц.
13. Категорически запрещается находиться под стрелами и крюками кранов, грузоподъемными стрелами и рамами погрузчиков, конвейеров и подобных им машин.
14. Категорически запрещается находиться на металлоконструкции самоходных, прицепных и навесных машин во время работы или при транспортном движении. Люди при работе или движении машины могут находиться либо в кабине водителя; либо на площадках управления.
Водителям машин запрещается брать в свою кабину людей сверх положенного количества. На площадках управления машин не должны находиться лица, не имеющие отношения к управлению ими.
15. На машинах, имеющих подвижные рабочие органы (бульдозеры, погрузчики, скреперы, грейдер-элеваторы и им подобные), запрещается производить осмотры, наладочные и ремонтные работы, находясь под рабочими органами, поднятыми и удерживаемыми канатными или гидравлическими механизмами. Рабочие органы должны быть надежно укреплены бревнами или козелками, поставленными на землю.
16. При ремонтных и наладочных работах, если работающие находятся под поднятыми рабочими органами, категорически запрещается кому-либо находиться вблизи рычагов управления и трогать рычаги, даже если двигатель машины выключен, а рабочие органы оперты на козелки или бревна.
17. При накачивании шин колесного хода воздухом запрещается находиться у колеса со стороны съемного бортового кольца. Возможный срыв кольца может причинить тяжелое увечье.
3.3. Охрана окружающей среды
Важнейшим требованием охраны окружающей среды при эксплуатации и техническом обслуживании машин и оборудования является обеспечение нормальной работы их двигателей. Нельзя допускать неполного сгорания топлива в двигателях и выброса с отработавшими газами токсических соединений в виде окиси углерода, сажи и других вредных соединений.
У карбюраторных двигателей основными продуктами при неполном сгорании топлива являются окись углерода и водорода, а у дизельных двигателей - свободный углерод в виде сажи.
Чтобы уменьшить загрязнение окружающей среды отработавшими газами, важно своевременно выполнять техническое обслуживание и ремонт машины, в том числе регулировку систем питания, газообразования двигателей, по возможности избегать в процессе эксплуатации машин как холостых ходов, так и значительных перегрузок двигателей.
Слив нефтепродуктов на грунт и в водоемы категорически запрещен. Слив или сброс разрешается только в специально предусмотренные для этого устройства.
К факторам, загрязняющим окружающую среду, относятся также и отработанные нефтепродукты, попадающие в почву и водоемы после мойки, технического обслуживания и ремонта машин и оборудования.
 
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На данный момент профессия «Машинист дорожных и строительных машин» не такая популярна, как например Юрист, но она очень востребованная и полезна для 21века, ведь города расширяются, население растёт, очень много дорог в плачевном состояние и требуют ремонта. Я выбрал эту профессию не просто так, я её выбрал, потому что мне она по душе, и мне жалко смотреть, как люди в возрасте горбатятся в жару и в холод, ведь нынешнему поколению эта профессия не интересна и кажется слишком грязной.
За 3 года обучения в техникуме, меня научили многому, и я этому благодарен. Преподаватели душевные, понимающие и знают свой подход к студентам.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамов Н.Н. Курсовое и дипломное проектирование по дорожно-строительным машинам 1972г. -120с.
2. Максименко А.Н. “Эксплуатация строительных и дорожных ​машин” - СПб.: БХВ-Петербург, 2006
3. Изаксон А.А. “Справочник молодого машиниста экскаватора” / Изаксон А.А., Донской В.М., Филатов А.И. - М.: Высшая школа, 1979
4. Полосин, М. Д. Техническое обслуживание и ремонт дорожно-строительных машин. учеб. пособие для НПО./М. Д. Полосин. М.Д.: - М.: Издательский центр «Академия», 2005.-342 
5. «Эксплуатация и техническое обслуживание дорожных машин, автомобилей и тракторов. Методические указания к курсовому проектированию». Г.И. Стельмух Москва 1992 г.
6. Указания по организации и проведению технического обслуживания и ремонта дорожных машин». ВСН-79 Минавтодор РСФСР. М., «Транспорт», 1980г.
7. https://stroy-technics.ru/article/vidy-tekhnicheskogo-obsluzhivaniya-i-remonta-dorozhnykh-mashin
8. https://stroy-technics.ru/article/osnovnye-polozheniya-dorozhno-stroitelnogo-proizvodstva
 
2
 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка на расчет