Темы дипломных по Логопедии
В основу дипломной работы по логопедии должна быть положена ведущая идея, которая дает ей общее направление, определенное видение предмета. В науке сложились определенные теоретические концепции, поэтому при изучении проблемы необходимо взять за основу одну из сложившихся. В случае несогласия ни с одной из существующих концепций, студент вместе с научным руководителем может сформулировать свою собственную и доказать ее.
Проведение экспериментального исследования - это, как правило, обязательная часть дипломной работы по логопедии. Возможны различные варианты его организации и содержания. Обычно экспериментальное исследование состоит из двух частей: экспериментального изучения и экспериментального обучения. Для исследования подбираются экспериментальные и контрольные группы, готовится материал и документация (протоколы) для проведения изучения. При анализе полученных данных важно выделить факты, характеризующие данную группу исследуемых, и сопоставить их с аналогичными данными лиц с нормальным развитием. При экспериментальном обучении важно отразить влияние коррекционной работы на психофизическое развитие.
Примерный список тем дипломных работ по логопедии:
Дизартрия- Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами.
- Логопедическая работа по преодолению нарушений формирования звукопроизношения у детей с сочетанием нарушений моторной и речевой сфер в старшем дошкольном возрасте.
- Методика коррекции речевого дыхания при дизартрии.
- Особенности проведения занятий в группах с детьми с дизартрией
- Особенности социально – речевой компетентности у детей с дизартрией дошкольного возраста.
- Подготовка к обучению грамоте детей с ОНР IIΙ уровня при псевдобульбарной дизартрии. Развитие оптико-пространственного гнозиса у детей с псевдобульбарной дизартрией. Формирование словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при псевдобульбарной дизартрии легкой степени. Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
- Предупреждение нарушений письменной речи у дошкольников с дизартрией.
- Преодоление минимальных дизартрических расстройств.
- Развитие голоса у детей с дизартрией.
- Сравнительный анализ состояния двигательных и речедвигательных функций у дошкольников с дизартрией.
- Формирование активного словаря у детей дошкольного возраста с дизартрией при общем недоразвитии речи IIΙ уровня.
- Формирование выразительности речи у дошкольников с дизартрией.
- Формирование контроля за произношением у детей со стертой формой псевдобульбарной дизартрии, имеющих ОНР.
- Формирование операций сенсомоторного условия продуцирования у детей с дизартрией. Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии.
- Формирование фонетико-фонематического компонента речи у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Заикание
- Использование индивидуально-дифференцированного подхода в процессе совершенствования работы с заикающимися дошкольниками.
- Коррекция интонационной стороны речи заикающихся.
- Особенности образования изменения слов заикающимися детьми
- Просодическая сторона речи у дошкольников с заиканием.
- Роль музыкального сопровождения на логопедических занятиях с заикающимися детьми
- Формирование выразительности речи у заикающихся дошкольников (с дизартрией)
- Формирование коммуникативной функции речи у детей дошкольного возраста, страдающих заиканием.
ОНР
- Активизация словаря наречий старших дошкольников с ОНР.
- Анализ особенностей развития грамматического строя речи у младших школьников с ОНР.
- Игра как средство формирования связной речи у детей с ОНР.
- Использование сказок для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
- Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с третьим уровнем речевого развития.
- Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушений чтения и письма у старших дошкольников с ОНР.
- Коррекция аграмматизмов в устной речи дошкольников с ОНР.
- Коррекция фонематического анализа структуры слова у дошкольников с ФФНР.
- Логопедическая работа над формированием связной контекстной речи у детей с ОНР дошкольного возраста.
- Логопедическая работа по дифференциации фонем в процессе занятий детей дошкольного возраста.
- Логопедическая работа по предупреждению дисграфии у старших дошкольников с недоразвитием речи
- Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей.
- Обогащение словарного запаса дошкольников с нарушениями речи словами-признаками.
- Обогащение словаря старших дошкольников с ОНР фразеологизмами.
- Обучение детей с ОНР сопоставлению слов-признаков с существительными.
- Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
- Особенности понимания глагольной лексики с отвлеченным значением учащимися с речевой патологией и пути развития.
- Особенности состояния пространственно – временных представлений у учащихся первых классов с ОНР IIΙ уровня.
- Проявление ОНР у детей 6-летнего возраста и пути коррекции его в условиях массового обучения.
- Работа логопеда с родителями детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
- Работа по развитию понимания грамматических отношений детей дошкольного возраста с ОНР.
- Работа по развитию понимания речи у детей с ОНР дошкольного возраста.
- Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи (младший, средний, старший возраст)
- Развитие навыков коммуникации и взаимодействия у детей с различными нарушениями речи
- Развитие описательной связной речи у дошкольников с ОНР.
- Развитие понимания и навыков употребления предлогов детьми с ОНР дошкольного (школьного) возраста.
- Развитие предпосылок монологической речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
- Скороговорки как инструмент развития речи младших школьников
- Уточнение значений грамматических форм и понимания различного рода синтаксических конструкций.
- Уточнение значений имеющихся слов-признаков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
- Формирование диалога у детей с ОНР в процессе совместной игровой деятельности.
- Формирование звуко-слоговой структуры слова у детей с моторной алалией.
- Формирование знаний и представлений об окружающем как путь обогащения словарного запаса дошкольников с ОНР.
- Формирование многозначного значения слова и его сочетаемости с другими словами у детей с ОНР.
- Формирование навыков звукового и слогового анализа у детей с ОНР.
- Формирование связной монологической речи у детей дошкольного (школьного) возраста с ОНР.
- Формирование словообразования у детей дошкольного (школьного) возраста с ОНР в процессе логопедической работы.
- Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР.
- Формирование умений построения предложений в речи детей с ОНР.
Письменная речь
- Аграмматизмы в речи детей с дисграфией.
- Виды работы по коррекции нарушений письменной речи у первоклассников.
- Игровые приемы в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушение чтения и письма.
- Контурные рисунки как инструмент профилактики дисграфии
- Коррекция недоразвития речи у учащихся первых классов общеобразовательных школ в условиях логопедических пунктов.
- Нарушение пространственно-временных представлений у младших школьников с нарушением чтения и письма.
- Недостатки чтения у детей и пути их преодоления.
- Основные принципы диагностики и коррекционной логопедической работы у учащихся с нарушениями письменной речи младших классов общеобразовательной школы.
- Преемственность коррекционных и учебных задач в логопедической работе при нарушениях письменной речи учащихся.
- Профилактика дисграфии путем развития пространственных ориентировок у детей ... года жизни.
- Система коррекционной работы по преодолению нарушений устной и письменной речи учащихся классов КРО.
- Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников.
- Устранение оптической дисграфии в процессе логопедической работы.
- Формирование оптико-пространственных представлений в структуре преодоления дисграфии у младших школьников.
Логопедия/ педагогика
- Воспитание творческой активности у детей дошкольного возраста с ОНР.
- Дифференцированный подход в логопедической работе по устранению дисграфии у учащихся классов КРО.
- Задержка речевого развития как результат педагогической запущенности и ее коррекция у старших дошкольников
- Индивидуальный подход в коррекции нарушения звукового анализа и синтеза детей с ОНР.
- Использование игровой ситуации в процессе развития речевого дыхания.
- Использование игры в процессе развития грамматического строя речи.
- Использование игры в процессе развития звукопроизношения.
- Использование игры в процессе развития словарного запаса.
- Использование индивидуально-дифференцированного подхода в процессе работы по развитию речи.
- Использование наглядности при развитии словаря детей с ОНР.
- Особенности развития звукового строя речи у детей из двуязычной семьи
- Пути активизации познавательной деятельности старших дошкольников с ОНР.
- Развитие речи старших дошкольников с ОНР в процессе использования дидактических игр.
- Речевое развитие старших дошкольников с ОНР при проведении дидактических игр экологического характера.
- Система работы логопеда в условиях дома ребенка
- Система работы логопеда со взрослыми, желающими исправить речевые нарушения
- Совместная работа логопеда и учителя по коррекции орфографических ошибок учащихся классов КРО.
- Специфика диагностики речевого развития у детей, не посещавших дошкольное образовательное учреждение
- Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей с ОНР.
Логопедия/спец. психология
- Коррекция недостатков грамматического строя речи у учащихся коррекционной школы в процессе логопедической работы.
- Коррекция понимания и употребления предлогов детьми с умственной отсталостью.
- Логопедическая работа по коррекции аграмматизмов в письме у учащихся коррекционной школы.
- Логопедическая работа по преодолению нарушений импрессивной стороны речи у школьников (дошкольников) с нарушением интеллекта.
- Логопедическая работа по преодолению нарушений фонематического восприятия у дошкольников с нарушением интеллекта.
- Логопедическая работа по преодолению нарушений фонематической стороны речи у дошкольников с нарушениями интеллекта.
- Нарушения звукопроизношения и пути их коррекции у школьников с олигофренией.
- Обучение грамоте детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Оптимизация процесса понимания речевого сообщения дошкольниками (учащимися) с умственной отсталостью.
- Развитие воспринимаемой и самостоятельной речи у детей с умственной отсталостью.
- Развитие связной письменной речи умственно отсталых учащихся старших классов.
- Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках.
- Реабилитация больных с алалией после перенесенного инсульта в условиях стационара
- Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного (школьного) возраста и пути его активизации.
- Роль взаимодействия логопеда с психологом, воспитателем, дефектологом в ходе работы с ребенком с аутизмом.
- Роль домашних заданий в коррекции дислалии.
- Система формирования эмоционального словаря у детей-аутистов.
- Специфика комментирующей речи педагога в работе с умственно отсталыми дошкольниками
- Умственная отсталость
- Устранение нарушений письма у учащихся вспомогательной школы.
- Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы.
- Формирование выразительности речи у дошкольников с нарушением интеллекта.
- Формирование высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
- Формирование грамматического строя речи детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Формирование импрессивной речи у учащихся младших классов с нарушением интеллекта.
- Формирование навыков чтения у детей с умственной отсталостью.
- Формирование связной монологической речи у детей дошкольного (школьного) возраста с умственной отсталостью.
- Формирование словаря у дошкольников (школьников) с умственной отсталостью.
- Формирование словообразования у детей дошкольного (школьного) возраста с умственной отсталостью в процессе логопедической работы.
- Формирование умений построения предложений в речи детей с умственной отсталостью.
ЗПР
- Влияние эмоционального состояния на речевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
- Коррекция понимания и употребления предлогов детьми с ЗПР.
- Обогащение словарного запаса детей с ЗПР.
- Особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
- Особенности коммуникативной компетенции у воспитанников детского дома с ЗПР.
- Особенности связной речи у старших дошкольников с ЗПР.
- Особенности формирования критического отношения к речи у детей с ЗПР
- Формирование грамматического строя речи детей с ЗПР.
- Формирование связной монологической речи у детей дошкольного (школьного) возраста с ЗПР.
- Формирование словаря у дошкольников (школьников) с ЗПР.
Нарушения зрения
- Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у слепых и слабовидящих детей.
- Коррекция понимания и употребления предлогов слабовидящими детьми.
- Оптимизация процесса понимания речевого сообщения слабовидящими дошкольниками (учащимися).
- Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста.
- Формирование словаря у слабовидящих дошкольников (школьников).
- Формирование словообразования у слабовидящих детей дошкольного (школьного) возраста в процессе логопедической работы.
Нарушения слуха
- Коррекция понимания и употребления предлогов слабослышащими детьми.
- Логопедическая работа по коррекции письменной речи слабослышащих школьников.
- Логопедическая работа по преодолению нарушений фонематического восприятия у дошкольников с нарушением слуха.
- Логопедическая работа по преодолению нарушений фонематической стороны речи у дошкольников с нарушениями слуха.
- Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями слуха.
- Работа над голосом дошкольников с нарушением слуха.
- Работа над морфологической правильностью речи слабослышащих учащихся старших классов.
- Работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения у слабослышащих школьников (дошкольников).
- Развитие внимания к звучащей речи у слабослышащих дошкольников.
- Развитие слухового восприятия слабослышащих школьников с речевым недоразвитием.
- Формирование грамматического строя речи слабослышащих детей.
- Формирование словообразования у слабослышащих детей дошкольного (школьного) возраста в процессе логопедической работы.
ДЦП
- Коррекция понимания и употребления предлогов детьми с ДЦП.
- Коррекция речевого и психического развития у детей с церебральным параличом.
- Нарушения звукопроизношения и пути их коррекции у дошкольников (школьников 1-2 классов) с ДЦП.
- Основные направления лексической работы в школе для детей с церебральным параличом.
- Особенности речевой коммуникации у детей с ДЦП 5-6 летнего возраста.
- Работа логопеда по развитию мелкой моторики у детей с ДЦП.
- Развитие артикуляционных навыков у детей с ДЦП.
- Формирование грамматического строя речи детей с церебральным параличом.
- Формирование графического навыка у детей с ДЦП.
- Формирование связной монологической речи у детей дошкольного (школьного) возраста с ДЦП.
- Формирование словаря у дошкольников (школьников) с ДЦП.
Логопедия/психология
- Активизация речевого общения старших дошкольников с ОНР.
- Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с ОНР.
- Психолого-логопедическое исследование заикающихся детей дошкольного возраста.
- Пути воздействия на развитие психических процессов дошкольников с нарушениями речи.
- Развитие инициативной письменной речи учеников класса коррекционно-развивающего обучения.
- Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью.
- Развитие речемыслительной деятельности в процессе коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ОНР.
- Развитие фразовой речи в процессе сюжетно-ролевой игры у детей с ОНР.
- Роль эмоционального общения в онтогенезе речи детей
- Самооценка дошкольников с ОНР (заиканием) и ее влияние на социальный статус личности.
- Самооценка и ее развитие у детей дошкольного (школьного) возраста с нарушениями речи.
- Состояние и динамика высших психических функций у школьников с ОНР и ЗПР.
- Формирование диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
- Формирование коммуникативной деятельности у детей дошкольного (школьного) возраста с ОНР.
- Формирование контроля и самоконтроля, как средства коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
- Формирование контроля и самоконтроля, как средства коррекции нарушений письма у детей классов КРО.
- Формирование межличностных взаимоотношений со сверстниками у детей с ОНР дошкольного возраста.
- Формирование мотивации на занятиях у дошкольников с нарушениями речи.
- Формирование общения у детей дошкольного возраста с ОНР.
- Формирование пространственного мышления младших школьников с дизартрией.
- Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР (дизартрией).
Логопедия/лингвистика
- Использование изобразительных средств языка в процессе развития словаря детей с ОНР (уо).
- Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у младших школьников с ОНР.
- Логопедическая работа по формированию прилагательных словосочетаний в речи детей с ОНР.
- Обучение грамоте детей с ОНР.
- Особенности формирования словообразовательных операций у дошкольников с ОНР.
- Работа над изложением как средство коррекции связной речи детей с ОНР.
- Работа над словосочетанием как средство коррекции синтаксического строя речи у младших школьников с нарушениями речи.
- Работа над сочинением как средство коррекции описательной речи детей с ОНР.
- Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с ОНР.
- Формирование графического навыка у детей с ДЦП.
- Формирование интонационной выразительности у детей школьного возраста с речевыми нарушениями.
- Формирование предложно-падежных конструкций у детей с ОНР.
- Формирование умений построения предложений в речи детей с ОНР (уо).
Если сформулировать тему дипломной не удается, то можно посмотреть примеры дипломных работ по логопедии на сайте в перечне готовых работ.
По любой из вышеприведенных тем, а также по любой другой, можно оформить заявку на консультацию по написанию дипломной работы по логопедии.