Теория и методика обучения информатике
Описание работы
Работа пользователя Vseznayka1995
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется курсовая работа на тему: «Теория и методика обучения информатике»
Оригинальность работы 78%
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире педагогическая специальность требует постоянного творческого поиска. В большей степени это относится к учителю информатики из-за постоянного изменения содержания и целей обучения, повышения уровня компьютерной грамотности учащихся.
Чрезвычайно важно создать условия для целевой активности школьников и их творчества.
Задача учителя состоит в том, чтобы развить перед учениками различные виды деятельности, отвечающие их интересам и возможностям. Одобрить самостоятельные поиски и креативность. Ученик должен иметь право выбора, самоутверждаться. Показывать свою индивидуальность.
Все это приводит к необходимости индивидуализации обучения информатике, одной из форм которой является внеклассная работа.
Внеклассная работа- это организация учителем различных видов деятельности школьников вне школьного времени, обеспечивающая необходимые условия для социализации личности ребенка.
Будучи неотъемлемой частью воспитательной работы в школе, внеклассные мероприятия направлены на достижение общей цели образования и воспитания - усвоение ребенком социального опыта, необходимого для жизни в обществе, и формирование системы ценностей, утвержденной обществом.
На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что тема данной работы: «Организация и проведение различных форм внеклассной работы в школьном курсе информатики» является достаточно актуальной.
В качестве объекта исследования в данной работе выступают виды и формы внеклассных мероприятий по информатике.
Предметом исследования является «внеклассная работа» как одна форм социализации и развития ребенка.
Методы исследования:
• теоретические (изучение и анализ литературы, синтез, обобщение);
• эмпирические (сравнение, описание).
Целью данной работы является обосновать значимость внеклассных мероприятий, в том числе по информатике, и разработать примерную программу факультативного курса.
Для достижения поставленной в работе цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Выделить и раскрыть роль, структуру и функции внеурочной деятельности в целом;
2. Описать основные формы организации внеклассных работ по информатике;
3. Разработать и внедрить факультативную программу по информатике для учащихся среднего звена.
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной в процессе работы литературы и приложений.
Во введении аргументируется значимость выбранной темы, формулируется задачи и цели работы, определяется практическая актуальность работы.
В первой главе раскрываются теоретические основы внеклассной работы в образовательном процессе. Ее цели, функции и принципы.
Вторая глава, которая носит практический характер, посвящена особенностям внеклассной работы по информатике.
В данной главе осуществляется:
• Изучение видов внеклассной работы по предмету информатика;
• Ознакомление с методикой организации внеурочной деятельности;
• Разработка примерной программы факультативного курса по информатике для средней школы.
В заключении приводятся результаты проделанной работы, и определяется их соответствие поставленной в начале данной работы цели задачам.
Список литературы содержит 14 источников.
Общий объем работы (введение, две главы, заключение) составляет 26 страниц.
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что в ходе её выполнения разработана программы факультативных занятий по информатике для средних классов.
Результатами выполнения данной курсовой работы является изучение особенностей внеклассной работы в целом; как осуществляется внеурочная деятельность по предмету информатика; каких успехов и достижений с ее помощью можно добиться в развитии личности обучающегося.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ 7
1.1. Внеклассная работа в образовательном процессе 7
1.2. Цели и функции внеклассной работы 9
1.3. Принципы внеклассной работы 12
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ 17
2.1. Виды внеклассных работ по информатике 17
2.2. Методика организации внеклассной деятельности по информатике 19
2.3. Примерная программа факультативного курса по информатике для средней школы 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 32
Приложение 1. 32
«Тематический план факультативных занятий по информатике» 32
Название тем 32
Количество часов по теории 32
Количество часов по практике 32
Итого 32
Тема 1. Правила безопасности в компьютерном классе 32
1 32
- 32
1 32
Тема 2. Компьютер и его периферийные устройства 32
1 32
1 32
2 32
Тема 3. Периферийные устройства ПК: мышь и клавиатура 32
1 32
1 32
2 32
Тема 4. Информация. Виды информации. Числовая и текстовая информация 32
1 32
1 32
2 32
Тема 5. Информация. Виды информации. Графическая, звуковая и видеоинформация 32
1 32
1 32
2 32
Тема 6. Рабочий стол Windows 33
1 33
1 33
2 33
Тема 7. Текстовый редактор Блокнот 33
2 33
1 33
3 33
Тема 8. Графический редактор Paint 33
2 33
1 33
3 33
Итого 33
10 33
7 33
17 33
Приложение 2. 33
«Содержание учебного материала» 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики. — Минск: Высшая школа, 1998. — 431с.;
2. Воронин Ю.А. Компьютеризированные технологии в процессе подготовки учителя // Педагогика. — 2003. — № 8. — С.53-59.;
3. Воронин Ю.А. Компьютеризированные технологии в процессе подготовки учителя // Педагогика. — 2003. — № 8. — С.53-59.;
4. Гейн А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники.10-11 кл. — М.: Просвещение, 1993. — 224 с.;
5. Гин АА. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. — 3-е изд. — М.: Вита-Пресс, 2001. — 88 с.;
6. Малев В.В., Малева А.А. Внеклассная работа по информатике: Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета. В 2-х ч. — Ч.П. Методика вне классной работы по информатике. — Воронеж: ВГПУ, 2002. — 128 с.;
7. Евсеев Г.А. Симонович С.В. Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. – Москва. 2003. С.182;
8. Маликов Р.Ф., Сулейманов Р.Р. Информатика классная и внеклассная: 2-е изд., перераб. и доп. Уфа. 2004. С.65;
9. Педагогика / В.А. Сластенин и др. — М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.;
10. https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/04/03/referat-po-teme-vneklassnaya-rabota-po-predmetu;
11. https://studfile.net/preview/7159666/page:3/
12. http://pichskool.68edu.ru/wp-content/doc/pologeniya/pologenie_o_fakultativach.pdf
13. http://lbz.ru/metodist/authors/informatika/2/files/evolyutsiya-shkolnoj-informatiki.pdf
14. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/metodika_prepodavaniya_informatiki_153520.html
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной работы являлось обосновать значимость внеклассных мероприятий, в том числе по информатике, и разработать примерную программу факультативного курса.
Внеклассные мероприятия дают возможность повысить познавательный интерес детей, как начальный этап большой и сложной работы по воспитанию глубокого интереса к занятиям и необходимости самообразования.
Кружковые и факультативные занятия способствуют формированию творческого воображения, исследовательских навыков у учащихся. Проведение олимпиад и конкурсов развивает интерес к предмету. И эти занятия помогают выявить у детей склонность к данному предмету и развитие их способностей. Занимательные задания по информатике реализуются в развитии навыков учащихся; при изучении материала, подлежащего сильному запоминанию.
Изучая или участвуя во внеклассных мероприятиях, дети узнают об окружающей действительности, фантазируют, у них есть возможность раскрыться и творчески проявить себя.
Внеклассная работа реализует практическую подготовку школьников к жизни. В настоящее время идет процесс информатизации общества и постоянного развития информационных технологий. В связи с этим каждый выпускник должен овладеть навыками работы на компьютере, но поскольку учебная программа не обеспечивает достаточно подробного изучения информатики, возникла потребность во внеклассных мероприятиях по этому предмету. Какую форму может принять этот вид деятельности в каждом конкретном случае, может решить только учитель и его ученики.
При выполнении данной работы были решены следующие задачи:
• Изучена роль внеклассной работы в целом;
• Рассмотрены основные виды внеурочной деятельности по информатике;
• Составлена примерная программы факультативного курса по информатике.
В первой главе данной работы были: изучены цели, функции и принципы внеклассной работы в школе.
Во второй главе было проведено исследование форм внеклассной работы по информатике, методики ее организации и составлен факультативный курс для средней школы.
По результатам данной работы можно сделать заключение о том, что:
1. работа выполнена в полном объёме;
2. проведено изучение всех необходимых материалов;
3. проведены все необходимые исследования;
4. разработка программы факультативного курса по информатике для средней школы проведена в полном объёме;
5. разработанный курс может быть рекомендован к практическому применению.
В процессе проделанной работы все задачи решены, поставленная цель достигнута.
Оригинальность работы 78%
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире педагогическая специальность требует постоянного творческого поиска. В большей степени это относится к учителю информатики из-за постоянного изменения содержания и целей обучения, повышения уровня компьютерной грамотности учащихся.
Чрезвычайно важно создать условия для целевой активности школьников и их творчества.
Задача учителя состоит в том, чтобы развить перед учениками различные виды деятельности, отвечающие их интересам и возможностям. Одобрить самостоятельные поиски и креативность. Ученик должен иметь право выбора, самоутверждаться. Показывать свою индивидуальность.
Все это приводит к необходимости индивидуализации обучения информатике, одной из форм которой является внеклассная работа.
Внеклассная работа- это организация учителем различных видов деятельности школьников вне школьного времени, обеспечивающая необходимые условия для социализации личности ребенка.
Будучи неотъемлемой частью воспитательной работы в школе, внеклассные мероприятия направлены на достижение общей цели образования и воспитания - усвоение ребенком социального опыта, необходимого для жизни в обществе, и формирование системы ценностей, утвержденной обществом.
На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что тема данной работы: «Организация и проведение различных форм внеклассной работы в школьном курсе информатики» является достаточно актуальной.
В качестве объекта исследования в данной работе выступают виды и формы внеклассных мероприятий по информатике.
Предметом исследования является «внеклассная работа» как одна форм социализации и развития ребенка.
Методы исследования:
• теоретические (изучение и анализ литературы, синтез, обобщение);
• эмпирические (сравнение, описание).
Целью данной работы является обосновать значимость внеклассных мероприятий, в том числе по информатике, и разработать примерную программу факультативного курса.
Для достижения поставленной в работе цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Выделить и раскрыть роль, структуру и функции внеурочной деятельности в целом;
2. Описать основные формы организации внеклассных работ по информатике;
3. Разработать и внедрить факультативную программу по информатике для учащихся среднего звена.
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной в процессе работы литературы и приложений.
Во введении аргументируется значимость выбранной темы, формулируется задачи и цели работы, определяется практическая актуальность работы.
В первой главе раскрываются теоретические основы внеклассной работы в образовательном процессе. Ее цели, функции и принципы.
Вторая глава, которая носит практический характер, посвящена особенностям внеклассной работы по информатике.
В данной главе осуществляется:
• Изучение видов внеклассной работы по предмету информатика;
• Ознакомление с методикой организации внеурочной деятельности;
• Разработка примерной программы факультативного курса по информатике для средней школы.
В заключении приводятся результаты проделанной работы, и определяется их соответствие поставленной в начале данной работы цели задачам.
Список литературы содержит 14 источников.
Общий объем работы (введение, две главы, заключение) составляет 26 страниц.
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что в ходе её выполнения разработана программы факультативных занятий по информатике для средних классов.
Результатами выполнения данной курсовой работы является изучение особенностей внеклассной работы в целом; как осуществляется внеурочная деятельность по предмету информатика; каких успехов и достижений с ее помощью можно добиться в развитии личности обучающегося.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ 7
1.1. Внеклассная работа в образовательном процессе 7
1.2. Цели и функции внеклассной работы 9
1.3. Принципы внеклассной работы 12
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ 17
2.1. Виды внеклассных работ по информатике 17
2.2. Методика организации внеклассной деятельности по информатике 19
2.3. Примерная программа факультативного курса по информатике для средней школы 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 32
Приложение 1. 32
«Тематический план факультативных занятий по информатике» 32
Название тем 32
Количество часов по теории 32
Количество часов по практике 32
Итого 32
Тема 1. Правила безопасности в компьютерном классе 32
1 32
- 32
1 32
Тема 2. Компьютер и его периферийные устройства 32
1 32
1 32
2 32
Тема 3. Периферийные устройства ПК: мышь и клавиатура 32
1 32
1 32
2 32
Тема 4. Информация. Виды информации. Числовая и текстовая информация 32
1 32
1 32
2 32
Тема 5. Информация. Виды информации. Графическая, звуковая и видеоинформация 32
1 32
1 32
2 32
Тема 6. Рабочий стол Windows 33
1 33
1 33
2 33
Тема 7. Текстовый редактор Блокнот 33
2 33
1 33
3 33
Тема 8. Графический редактор Paint 33
2 33
1 33
3 33
Итого 33
10 33
7 33
17 33
Приложение 2. 33
«Содержание учебного материала» 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики. — Минск: Высшая школа, 1998. — 431с.;
2. Воронин Ю.А. Компьютеризированные технологии в процессе подготовки учителя // Педагогика. — 2003. — № 8. — С.53-59.;
3. Воронин Ю.А. Компьютеризированные технологии в процессе подготовки учителя // Педагогика. — 2003. — № 8. — С.53-59.;
4. Гейн А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники.10-11 кл. — М.: Просвещение, 1993. — 224 с.;
5. Гин АА. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. — 3-е изд. — М.: Вита-Пресс, 2001. — 88 с.;
6. Малев В.В., Малева А.А. Внеклассная работа по информатике: Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета. В 2-х ч. — Ч.П. Методика вне классной работы по информатике. — Воронеж: ВГПУ, 2002. — 128 с.;
7. Евсеев Г.А. Симонович С.В. Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. – Москва. 2003. С.182;
8. Маликов Р.Ф., Сулейманов Р.Р. Информатика классная и внеклассная: 2-е изд., перераб. и доп. Уфа. 2004. С.65;
9. Педагогика / В.А. Сластенин и др. — М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.;
10. https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/04/03/referat-po-teme-vneklassnaya-rabota-po-predmetu;
11. https://studfile.net/preview/7159666/page:3/
12. http://pichskool.68edu.ru/wp-content/doc/pologeniya/pologenie_o_fakultativach.pdf
13. http://lbz.ru/metodist/authors/informatika/2/files/evolyutsiya-shkolnoj-informatiki.pdf
14. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/metodika_prepodavaniya_informatiki_153520.html
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной работы являлось обосновать значимость внеклассных мероприятий, в том числе по информатике, и разработать примерную программу факультативного курса.
Внеклассные мероприятия дают возможность повысить познавательный интерес детей, как начальный этап большой и сложной работы по воспитанию глубокого интереса к занятиям и необходимости самообразования.
Кружковые и факультативные занятия способствуют формированию творческого воображения, исследовательских навыков у учащихся. Проведение олимпиад и конкурсов развивает интерес к предмету. И эти занятия помогают выявить у детей склонность к данному предмету и развитие их способностей. Занимательные задания по информатике реализуются в развитии навыков учащихся; при изучении материала, подлежащего сильному запоминанию.
Изучая или участвуя во внеклассных мероприятиях, дети узнают об окружающей действительности, фантазируют, у них есть возможность раскрыться и творчески проявить себя.
Внеклассная работа реализует практическую подготовку школьников к жизни. В настоящее время идет процесс информатизации общества и постоянного развития информационных технологий. В связи с этим каждый выпускник должен овладеть навыками работы на компьютере, но поскольку учебная программа не обеспечивает достаточно подробного изучения информатики, возникла потребность во внеклассных мероприятиях по этому предмету. Какую форму может принять этот вид деятельности в каждом конкретном случае, может решить только учитель и его ученики.
При выполнении данной работы были решены следующие задачи:
• Изучена роль внеклассной работы в целом;
• Рассмотрены основные виды внеурочной деятельности по информатике;
• Составлена примерная программы факультативного курса по информатике.
В первой главе данной работы были: изучены цели, функции и принципы внеклассной работы в школе.
Во второй главе было проведено исследование форм внеклассной работы по информатике, методики ее организации и составлен факультативный курс для средней школы.
По результатам данной работы можно сделать заключение о том, что:
1. работа выполнена в полном объёме;
2. проведено изучение всех необходимых материалов;
3. проведены все необходимые исследования;
4. разработка программы факультативного курса по информатике для средней школы проведена в полном объёме;
5. разработанный курс может быть рекомендован к практическому применению.
В процессе проделанной работы все задачи решены, поставленная цель достигнута.