Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВ НАРКОПОТРЕБЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОМ КИНОДИСКУРСЕ

Стоимость
2500 руб.
Содержание
Теория
Объем
92 лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Vseznayka1995
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВ НАРКОПОТРЕБЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОМ КИНОДИСКУРСЕ»
Оригинальность работы 95%

Содержание
Содержание. 3
Введение. 4
Глава 1. Теоретическая часть. 13
1.1 Понятие кинодискурса и его специфика. 13
1.2 Функции кинематографа и его влияние в современном коммуникационном пространстве. 17
1.3 Образ как элемент кинодискурса. 24
1.4 Процесс нормализации образов в культуре. 26
1.5 Нормализация образов наркопотребления в зарубежном кинодискурсе  28
Глава 2. Исследовательская часть. 35
2.1.  Метод контент-анализа. 35
2.1.1. Обоснование выбора метода и выборки. 35
2.1.2. Структура и содержание кодировочного листа для контент-анализа  36
2.1.3. Анализ названий отобранных фильмов. 38
2.1.4. Сравнительный анализ полученных данных. 43
2.2. Метод дискурс-анализа. 57
2.2.1. Обоснование выбора метода. 57
2.2.3. Исследование кинодискурса. 58
2.3. Анализ итоговых результатов. 78
Заключение. 80
Список использованной литературы.. 82
Приложения. 86
Приложение 1. Лист кодировщика. 86

Введение
Каждый день люди сталкиваются с медиавоздействием. Поэтому влияние средств массовой коммуникации на мировоззрение, психику и, в итоге, на поведение человека является темой для изучения различными отраслями науки: от истории и философии до социологии и психологии. С развитием новых информационных технологий социальное воздействие медиасообщений становится все более мощным - настолько, что современное общество получило название информационного. На сегодняшний день очевиден переход от вербального способа передачи сообщения к аудиовизуальному, поэтому исследования в области медиакоммуникаций включают в себя изучение различных аспектов воздействия на аудиторию во всех сферах аудиовизуальных коммуникаций, включая культуру кино. Именно киноискусство считается феноменом современной культуры, поскольку оказывает определяющее влияние на социокультурные процессы во всем мире[1]. Киноискусство соединило в себе богатый опыт литературы, живописи, театра и музыки путем создания особого вида аудиовизуального творчества, который расширил экспрессивный потенциал образной выразительности и усилил общественный и идеологический резонанс.
В кинематографе авторы часто обращаются к различным социальным проблемам, включая и проблему наркопотребления. Тема наркотиков осмысляется различными художественными средствами и может быть преподнесена зрителю через различные образы. Однако, со временем в обществе появились признаки более нейтрального отношения к употреблению наркотиков, что не может не вызывать опасений[2].  Нормализация образа наркопотребления возникла как динамичное понятие, которое связано с понятием культурной аккомодации. Другими словами, возможно, существуют доказательства того, что через определенные средства массовой информации происходит приспособление к новой «реальности» более широкого распространения употребления наркотиков.
Обоснование темы. Кинематограф объединяет «разделенную пространственными, культурными, этническими, социальными, возрастными границами» аудиторию и формирует новую социокультурную реальность за счет особенностей восприятия медиатекстов, которые представляют собой синтез вербальных, изобразительных и звуковых знаков. При этом кино обладает такими качествами, как массовость, универсальность и доступность и удовлетворяет не только эстетические, познавательные или коммуникативные потребности человека, но и, что особенно важно в последнее время, обладает рекреационным воздействием, то есть способствует восстановлению эмоционального равновесия. К сожалению, такую же рекреационную функцию имеют и некоторые виды наркотиков, например, каннабис (марихуана) и другие запрещенные психоактивные вещества. Однако, если раньше употребление запрещенных веществ ограничивалось субкультурами меньшинств, то в последнее время культурные обычаи, связанные с употреблением наркотиков для расслабления и отдыха, стали оказывать влияние на все слои общества, выходя за рамки субкультурной идеологии и охватывая массовую аудиторию через популярную музыку, новую художественную литературу и киноискусство. Происходящая в разных странах легализация употребления некоторых видов психоактивных веществ показывает, что в обществе происходит смягчение нормы воздержания от употребления наркотиков[3]. Этот процесс движется в рамках «толерантности, размывания нормативных представлений, конструирования социального одобрения, общественной солидарности и т.п.» Важно отметить, что смена парадигмы основных ценностей в современном мире, к которому привела эпоха глобализации и идеологизация «общества потребления», послужила причиной изменений и социального поведения нового поколения, которое теперь ориентируется исключительно на свои личные права, свободы и собственные потребности, включая употребление наркотиков.                              
 Оценить, в какой степени образ употребления наркотиков учитывается в культурном понимании нормальности, очень сложно. На мой взгляд, существует множество индикативных признаков того, что употребление некоторых видов наркотиков уже воспринимается обществом как реальность, в которой мы сейчас живем. Исследование репрезентации образов наркопотребления в зарубежном кинодискурсе позволит понять тенденции переоценки и переопределения моральных и социальных границ в обществе по отношению к наркотикам.
В данной работе мы хотим доказать, что в последние годы происходят изменения в трансляции образов наркопотребления в сторону нормализации.
Актуальность.  В некоторых странах уже проводятся исследования связи между транслируемыми в СМИ образами употребления наркотиков и изменению отношения к их потреблению[4]. Авторы при изучении потенциала средств массовой информации для борьбы с распространением и употреблением психоактивных веществ отмечают, что происходит процесс культурной аккомодации, связанный со сменой системы жизненных ценностей в сторону «гедонистического мировоззрения» и смягчением отношения общественной морали к употреблению наркотических веществ, поскольку наркотики обладают хорошо известной способностью вызывать ощущения счастья и расслабления[5] . Несмотря на общее понимание проблемы наркомании, иногда авторы невольно способствуют распространению знаний о некоторых запрещенных веществах, описывая методы производства или способы употребления, рассказывая о воздействии наркотиков или о доходах от их продажи. Поэтому необходимо изучение потенциала воздействия всех медиа, включая и кинематограф, на котором мы сфокусируемся в данном исследовании, в аспекте формирования социальных норм[6]. Проведенное исследование зарубежного кинематографа даст возможность проследить, как происходит процесс культурной «нормализации» образа наркопотребления в обществе.
В последние годы в зарубежных фильмах появились новые тенденции, которые могут изменить отношение зрителей к наркотикам, и выявление которых вызвало у меня интерес к проблематике данного исследования. Среди них можно поверхностно выделить четыре основных:
•        употребление наркотических веществ распространено среди более молодых возрастных категорий в фильмах 2001-2020 гг. по сравнению с фильмами 1980-2000 гг.;
•        изменилось отношение к результатам воздействия наркотиков: они нужны человеку для того, чтобы отдохнуть и расслабиться, не мешают ему в повседневной жизни исполнять свои обязанности, более того, могут стать причиной роста физических и умственных возможностей;
•        тематика наркомании стала значительно чаще встречаться в фильмах комедийного жанра;
•        наркотики стали присутствовать во многих фильмах, как фоновая тема, то есть обыденное и нормальное явление в обществе.
Все вышеперечисленные тенденции могут привести к изменению отношения к употреблению наркотиков от резко отрицательного к более нейтральному или даже к положительному, что может свести на нет различные методы борьбы с наркозависимостью. Поэтому изучение изменения представлений об использовании наркотиков в сторону улучшения или ухудшения их имиджа в зарубежном кинодискурсе является актуальным.
Проблема исследования. Несмотря на то, что в обществе опасность наркопотребления не подвергается сомнению, в средствах массовой информации, включая кинематограф, наблюдается трансляция противоположных социальных установок, которые обусловлены демонстрацией различных образов и моделей поведения в сфере наркопотребления. При этом не выявлен основной вектор трансформации образов наркопотребления в зарубежном кинодискурсе.
Исследовательский вопрос звучит следующим образом: происходит ли нормализация образов наркопотребления в зарубежном кинодискурсе в течение последних сорока лет?
Степень научной разработанности. Исследованием этой проблемы занимались зарубежные исследователи Стивенсон Д., Уэбсер Ф., Мэннинг П., Дженкинс П., Паркер Г. с использованием таких теорий, как концепция культурной гегемонии А. Грамши, концепции дискурсного анализа М. Фуко[7]  и Т. Ван Дейка[8],  через понятия тактического сопротивления в повседневной жизни в работах М. де Серто[9], и ряда других теоретических основ. Изучение наркопотребления в Великобритании и США показало, что СМИ и популярная культурная репрезентация могут оказывать влияние на формирование моды в употреблении наркотиков посредством построения культурных образов. Г. Паркер обозначил происходящие поведенческие и мировоззренческие изменения, как процесс нормализации, поскольку в контексте популярной молодежной культуры регулярное употребление «легких» или рекреационных наркотиков, таких как каннабис, амфетамины, экстази или ЛСД уже не считается девиантным поведением. В прошлом в борьбу против употребления наркотиков через основные средства массовой информации было вложено много моральных и экономических усилий[10], но популярная культура всегда открывала пространства, в которых доминирующие моральные и политические определения оспаривались[11]. Поэтому, по мнению П. Мэннинга, представления образа наркопотребления в медиа могут стать одной из причин, которые оказывают влияние на отношение общества к наркомании[12]. Российские специалисты практически не затрагивают эту тему исследований и, как правило, изучают факторы формирования привлекательного образа наркопотребления в печатных СМИ[13].
Объектом данного исследования является зарубежный кинодискурс, предметом – образы наркопотребления.
Цель данной работы – выявить признаки наличия нормализации образов наркопотребления в зарубежном кинодискурсе. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
  1. Изучить теоретический материал, на базе которого будет выстраиваться исследование
  • Разобрать понятие и специфику кинодискурса
  • Выявить функции кинематографа и его влияние в современном коммуникационном пространстве
  • Разобрать понятие образа как элемента кинодискурса
  • Разобрать понятие нормализации в современном мире и выявить её роль в наркодискурсе зарубежного кинематографа
  1. Провести исследование на основе изученного материала
  • Сформулировать выборку для исследования зарубежного кинодискурса
  • Выделить единицы анализа, представляющие конкретные категории; сформулировать критерии для дискурс-анализа, выбрав тип и количество переменных
  • Провести контент-анализ
  • Провести критический дискурс анализ
  1. Провести анализ полученных данных и их интерпретировать согласно поставленной цели
  2. Подвести итоги исследования
Исходя из цели исследования, мной выделяется следующая гипотеза:
H1. Трансляция образов наркопотребления в зарубежном кинодискурсе трансформируется из анормативной в нормализованную с течением времени.
Методы исследования: качественный контент-анализ, критический дискурс анализ. Первым методом, необходимым для качественного анализа кинодискурса, будет контент-анализ. Для этого потребуется выделить такие категории, как тональность названий фильмов, тональность отношения к наркопотреблению и другие. Для более глубокого изучения кинодискурса будет проведен критический дискурс анализ фильмов путем исследования, стилистических, контекстных, синтаксических факторов с учетом вербального, визуального и звукового компонентов.
Положения, выносимые на защиту:
  • В течение последних 40 лет зарубежный кинематограф демонстрирует тенденцию к отсутствию негативного воздействия наркотических веществ на физическое и психоэмоциональное состояние человека в фильмах, содержащих образы наркопотребления
  • В течение последних 40 лет зарубежный кинематограф показывает тенденцию к демонстрации нейтрального отношения общества к употреблению наркотиков в фильмах, содержащих образы наркопотребления
  • В течение последних 40 лет зарубежный кинематограф демонстрирует тенденцию к изменению социального слоя главных героев с низкого на средний и высокий в фильмах, содержащих образы наркопотребления
  • После 2000-х годов образы наркопотребления представлены в кинематографе преимущественно через развлекательные и комедийные жанры.
  • Трансляция образов наркопотребления в зарубежном кинодискурсе трансформируется из анормативной в нормализованную с течением времени.
Теоретическая и эмпирическая база исследования. В рамках рассмотрения темы понятия кинодискурса и его специфики были проанализированы работы таких авторов как Лотман Ю. М., Кибрик А. А, Норгаард Н., Штомпка П., Зарецкая А..Н, Сонин А. Г., которые отмечают, что произведения киноискусства являются сложной системой по характеру передачи и восприятия информации, способной усиливать воздействие на зрителя по сравнению с другими средствами массовой информации. Раскрытие темы функций кинематографа строилось на изучении работ Брайанта Д., Томпсона С., Жабского М. И., Михайловой Я. Д., Скрипкаря М. В., Харриса Р., Юсева А., Зелинского С., и показывает, что кинематограф обладает рядом возможностей по формированию мотиваций, шаблонов поведения и может служить средством социального управления. Для изучения понятия образа и его значения в кинодискурсе использовались работы авторов Конецкой В. П, Метца К. Раскрытие темы нормализации строилось на изучении работ таких авторов как Азнаурова Э. С., Канищев К. В. и Назимова А. С., Уэбсер Ф., Мэннинг П., Кохен С., Блейк А., Мусто Д., Ривс Д. Эти авторы исследовали изменения в отношении представления образа наркопотребления в медиа.
В рамках эмпирического исследования данных применяется двойная перспектива анализа, а именно, анализ контента и контекста. При этом методами анализа содержания (контента) исследуются отобранные визуальные образы, через которые реализуются социальные и культурные смыслы. Наиболее эффективным методом в данном случае считается контент-анализ, нацеленный на выделение тех визуальных данных, которые имеют существенное значение с точки зрения поставленной проблемы или вопроса исследований, и последующей интерпретации полученных количественных результатов. Дискурсивный анализ, как метод анализа контекста визуальной информации, изучает смысл и значение образов, которыми зритель наделяет визуальное сообщение с последующей интерпретацией результатов.
Теоретическая значимость исследования. Данное исследование расширит область научного изучения кинодискурса в России, а также даст возможность прогнозировать дальнейшую трансформацию восприятия наркопотребления посредством последовательного анализа уже произошедших изменений, что может положительно повлиять на политику государства в области цензуры трансляции образов наркопотребления.
Практическая значимость и научная новизна. Мы ожидаем получить понимание специфики трансформации трансляции образов наркопотребления в зарубежном кинодискурсе, получить четкую картину зависимости между кинодискурсом и обществом, которое потребляет его продукцию. Это исследование поможет выявить основные тенденции и специфику в изменении дискурса наркомании в зарубежном кинематографе, соотнести это с современной обстановкой в области наркомании в мире и сформулировать рекомендации, которые, возможно, послужат толчком для более тщательного анализа властями трансляции образов наркопотребления и поможет снизить уровень наркомании, если в ходе работы будет выявлено, что вектор в трансляции наркомании в зарубежном кинодискурсе является положительным. 
Структура работы Работа состоит из двух глав. В первой главе содержатся теоретические основания исследования, во второй проработана методология исследования и дан анализ результатов исследования. В работе 81 страница основного текста. В списке литературы 44 источника, в т. ч. 16 англоязычных.
 
[1]Мелконян К. Ю. Киноискусство как фактор формирования социокультурного пространства современного общества //Наука. Инновации. Технологии. – 2010. – №. 66.
[2] Stevenson, J. (1999b) ‘Underground Cinema’, in J. Stevenson (ed.) Addicted: The Myth and Menace of Drugs in Film. New York: Creation Books.
[3] Рыбакова Л. Н. Дилемма наркополитики: между запретом и попустительством //Социологическая наука и социальная практика. – 2016. – Т. 4. – №. 4 (16).
[4] Manning P. Drugs and popular culture in the age of new media. – Routledge, 2013.
[5] Rubin L. C. (ed.). Psychotropic drugs and popular culture: essays on medicine, mental health and the media. – McFarland, 2014.
[6] Нахимова Я. Н., Ромашкина Г. Ф. Социальные установки молодежи на употребление наркотиков и профилактика наркомании //Образование и наука. – 2017. – Т. 19. – №. 6.
[7] Фуко М. Порядок дискурса//Фуко М //Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Касталь. – 1996. – 448 с.
[8] Van Dijk T. A. The Interdisciplinary Study of News as Discourse, in, Jensen, K. B./Jankowski, NW //A Handbook of qualitative methodologies for mass communication research. – 1991. – С. 108-120.
[9] Де С. М. Изобретение повседневности //Искусство делать/Пер. с фр. СПб.: Изд-во Европейского Университета в Санкт-Петербурге. – 2013.
[10] Reeves J. L. et al. Cracked coverage: Television news, the anti-cocaine crusade, and the Reagan legacy. – Duke University Press, 1994.
[11] Stevenson J. Addicted: The myth and menace of drugs in film. – Creation Publishing Group, 2000. – №. 16.
[12] Manning P. Drugs and popular culture in the age of new media. – Routledge, 2013.
[13] Нурисламова Т.С., Лисняк М.А. Антинаркотические рекламные материалы как фактор формирования привлекательного образа наркопотребления // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2012. №2 (11).

Список использованной литературы
  1. Азнаурова Э. С. Прагматика художественного слова. Ташкент: ФАН, Ташк. гос. пед. ин-тут иностр. яз. – 1988.
  2. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. – Вильямс, 2004. – С. 124
  3. Де С. М. Изобретение повседневности //Искусство делать/Пер. с фр. СПб.: Изд-во Европейского Университета в Санкт-Петербурге. – 2013.
  4. Жабский М. И. Кинематограф-зеркало или молот? Кинокоммуникация как социокультурная практика. – Канон, 2010.
  5. Зарецкая А. Н. Особенности реализации подтекста в кинодискурсе //Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. – №. 16.
  6. Зелинский С. Манипулирование личностью и массами. Манипулятивные технологии власти при атаке на подсознание индивида и масс. – Litres, 2018.
  7. Канищев К. В., Назимова А. С. Массовая культура и её влияние на различные сферы жизни общества //International scientific review. – 2016. – №. 18 (28).
  8. Кибрик А. А. Мультимодальная лингвистика //Когнитивные исследования. – 2010. – Т. 4. – С. 134-152.
  9. Колодина Е. А. Статус кинодиалога в ряду соположенных понятий: кинодиалог, кинотекст, кинодискурс //Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. – 2013. – №. 2-1
  10. Конецкая, В. П. Социология коммуникаций// М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997, 304 с.)
  11. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. – Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2000. – Т. 11.
  12. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. – Изд-во" Ээсти раамат", 1973.
  13. Мелконян К. Ю. Киноискусство как фактор формирования социокультурного пространства современного общества //Наука. Инновации. Технологии. – 2010. – №. 66.
  14. Метц К. и др. Воображаемое означающее: психоанализ и кино. – Издательство Европейского института в Санкт-Петербурге, 2010.
  15. Михайлова Я. Д. Социальные функции кинематографа //Молодой Ученый. – 2018. – №. 202. – С. 272-274.
  16. Нахимова Я. Н., Ромашкина Г. Ф. Социальные установки молодежи на употребление наркотиков и профилактика наркомании //Образование и наука. – 2017. – Т. 19. – №. 6.
  17. Нурисламова Т. С., Лисняк М. А. Антинаркотические рекламные материалы как фактор формирования привлекательного образа наркопотребления //Вестник Сибирского юридического института МВД России. – 2012. – №. 2.
  18. Рыбакова Л. Н. Дилемма наркополитики: между запретом и попустительством //Социологическая наука и социальная практика. – 2016. – Т. 4. – №. 4 (16).
  19. Скрипкарь М.В. Кинематографические предпочтения молодежи и их влияние на процесс манипуляции сознанием // Гуманизация образования. 2009. №3.
  20. Слышкин Г. Г., Ефремова М. А. Кинотекст (опыт лингвокультурологического анализа). – 2004.
  21. Соловьева Е. Н. К вопросу о создании скрытого смыслая //Русский язык в школе. – 2006. – №. 1. – С. 73-75.
  22. Сонин А. Г. Моделирование механизмов понимания поликодовых текстов //Москва. – 2006.
  23. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. – 2004.
  24. Фуко М. Порядок дискурса//Фуко М //Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Касталь. – 1996. – 448 с.
  25. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций //СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК. – 2001. – С. 287-296.
  26. Штомпка П.  Введение в визуальную социологию. Теоретические дискурсы и дискуссии. M.: ВШЭ, 2006. - 210  c.)
  27. Юсев А. Киноидеологос. Опыт социополитической интерпретации кино – М.: Алетейя, 2016 – 272 с.
  28. Юсев А. Кинополитика. Скрытые смыслы современных фильмов – М.: Альпина Паблишер, 2016 – 300 с.
  29. Blake A. Foreign Devils and Moral Panics: Britain, Asia and the Opium Trade //The Expansion of England: Race, Ethnicity and Cultural History. – 1996. – С. 232-54
  30. Cohen S. Folk devils and moral panics: The creation of the mods and rockers. – Psychology Press, 2002.
  31. Fiske J. Postmodernism and television //Mass media and society. – 1991. – С. 55-67.
  32. Hammersley R., Khan F., Ditton J. Ecstasy and the rise of the chemical generation. – Psychology Press, 2002.
  33. Jenkins P. et al. Synthetic panics: The symbolic politics of designer drugs. – NYU Press, 1999.
  34. Manning P. Drugs and popular culture in the age of new media. – Routledge, 2013.
  35. Manning P. There’s no glamour in glue: News and the symbolic framing of substance misuse //Crime, media, culture. – 2006. – Т. 2. – №. 1. – С. 49-66.
  36. Musto D. F. The American disease: Origins of narcotic control. – Oxford University Press, 1999.
  37. Nørgaard N. The semiotics of typography in literary texts. A multimodal approach //Orbis litterarum. – 2009. – Т. 64. – №. 2. – С. 141-160.
  38. Parker H. J. et al. Illegal leisure: The normalization of adolescent recreational drug use. – Psychology Press, 1998.
  39. Reeves J. L. et al. Cracked coverage: Television news, the anti-cocaine crusade, and the Reagan legacy. – Duke University Press, 1994.
  40. Rubin L. C. (ed.). Psychotropic drugs and popular culture: essays on medicine, mental health and the media. – McFarland, 2014.
  41. Stevenson J. Addicted: The myth and menace of drugs in film. – Creation Publishing Group, 2000. – №. 16.
  42. Stevenson, J. (1999b) ‘Underground Cinema’, in J. Stevenson (ed.) Addicted: The Myth and Menace of Drugs in Film. New York: Creation Books.
  43. Van Dijk T. A. The Interdisciplinary Study of News as Discourse, in, Jensen, K. B./Jankowski, NW //A Handbook of qualitative methodologies for mass communication research. – 1991. – С. 108-120.
  44. Vandoros S., Kawachi I. The relative risk of motor vehicle collision on cannabis celebration day in Great Britain //Accident Analysis & Prevention. – 2019. – Т. 128. – С. 248-252.

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка на расчет