Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов (18+)

Уровень эмпатии как условие проявления альтруизма в отношениях «Я - Другой»

Стоимость
550 руб.
Содержание
Теория
Объем
66 лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Н. Симакин
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется курсовая работа на тему: «Уровень эмпатии как условие проявления альтруизма в отношениях «Я - Другой»»

Оригинальность работы 73%

Содержание:
Введение.......................................................................................................... 3
Глава I. Теоретические подходы к изучению альтруизма...................... 5
1.1 История исследования альтруизма в философии................................ 5
1.2. Подходы к изучению альтруизма в различных психологических школах 12
Глава II. Эмпирическое исследование связи эмпатии и альтруизма... 21
2.1. Структура эмпирического исследования:......................................... 21
2.2 Результаты эмпирического исследования............................................... 25
2.3. Обобщение, выводы, анализ и интерпретация...................................... 35
Заключение.................................................................................................. 42
Приложение к курсовой работе по теме «Альтруизм и эмпатия»........ 47
Введение
На протяжении жизни человек так или иначе осмысляет Другого, окружающий мир, поведение, а через них себя. На точность определения и качество выводов сильно влияет социокультурная ситуация, которая сегодня предлагает субъекту рефлексивного акта найти в Другом средство удовлетворения своих желаний. Иными словами, современный социум во многом предлагает своим членам располагать себя как эгоиста. И в данной парадигме общества особенно актуальны исследования эгоизма и его антипода - альтруизма. Действительно, при верной постановке проблемы и поиска пути её решения, исследования могут помочь оздоровлению и гармонизации общества. Также, нельзя не отметить актуальность исследований феномена альтруизма при рассмотрении следующей закономерности: человек, осмысляющий Другого как средство, неизбежно распространяет такое отношение и на представление о себе, «я сам становлюсь для себя подручным». Действительно, чтобы «добиться успеха», человеку в условиях жёсткой конкуренции современного общества, приходиться перманентно «преуспевать» (отношение к себе как к средству) и зачастую «бить» конкурентов (отношение к другому как к средству). Даже при внешнем социальном благополучии, в самом основании личности современного человека активно присутствует глубочайшее разделение, приводящее к неврозу, ведь отношение к себе и Другому как к средству, становится фактором обесценивания человека и жизни в целом.
Конечно, большинство понимает, что сознательно жить только «для себя» страшно и бессмысленно, так что «эгоист» в современном социуме - слово ругательное, однако при сознательном отрицании подобной установки, подсознательное стремление, используя Других, стараться обеспечить себе более комфортное существование присутствует в каждом человеке. Остаётся ли тогда место искренней заботе о Другом человеке? - конечно да, но она возможна при нескольких важных условиях, которые мы постараемся рассмотреть в данной работе.
Данная работа посвящена изучению альтруизма, проявлениям помогающего поведения в аспекте должного (того, что человек считает должным делать - высшие пласты психики) и сущего (того, что человек чувствует и хочет - глубинные пласты психики).
Цель работы - рассмотреть и описать возможные соотношения эмпатии и проявлений альтруизма. 
Задачи:
1. Провести исторический и теоретический обзор подходов к понятию альтруизм.
2. Рассмотреть роль альтруизма в структуре личности.
3. Рассмотреть возможные подходы к соотношению способности к эмпатии и проявлений альтруизма.
4. Провести эмпирическое исследование способности к эмпатии и проявлений альтруизма.
Объект исследования - взаимоотношения «Я - Другой».
Предмет исследования – условия проявления альтруизма в отношениях «Я - Другой».
Гипотеза: Существует связь между способностью к эмпатии и проявлениями альтруизма.
Для проверки гипотезы будут использованы следующие методы: методика В.В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии», Тест «Альтруизм - эгоизм» и «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (шкалы альтруизма и эгоизма)» О.Ф. Потемкиной.


Список литературы
  1. Альтруизм. В. Урнау.  М.: Гравис, 2014. C. 51. [Comte. Catéchisme positiviste (1852) or Catechism of Positivism, trans. R. Congreve. L.-1891. 201 p].
  2. Аристотель. Никомахова этика. Электронная библиотека «гражданское общество России». С. 27.
  3. Божович Л.И., Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопр. Психологии. - 1975. № 1. - С. 80-90.
  4. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. С. 97-98.
  5. Быков А.В. Альтруизм и социологические теории: интегративный подход. М.: Диссертационная работа, 2015. С. 21. 
  6. Василюк Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии // Вопросы психологии. - 2007. - № 2. - С. 1.
  7. Головко Ю.В. Есть ли будущее у альтруизма и амитологии? [текст] // Вестник МГУЛ – Лесной вестник, 2006. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/est-li-buduschee-u-altruizma-i-amitologii (дата обращения: 25.06.2020).
  8. Даль В.И. Толковый словарь (2-е издание). Том 1. Спб. -М.: Тип. М.О. Вольфа, 1880. С. 561.
  9. Докинз Р. Эгоистичный ген. - М.: АСТ, 2013. 501 с.
  10. Зубанова С.Г. Шпаргалки, Этика.  М.: ЭКСМО, 2007. С. 3. ISBN: 978-5-699-24161-3
  11.  Ильин Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. Спб.: Питер, 2013. С. 1; 9; 79; 87; 204-206.
  12.  Лазурский А. Ф. Классификация личностей. М., 1923. С. 299
  13.  Молчанов С.В. Мораль справедливости и мораль заботы: зарубежные и отечественные подходы к моральному развитию. М.: Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология, 2011. С. 61; 64.
  14.  Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2001. С.486-490.  
  15.  Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: Издательство: Республика, 1995. С. 14.
  16.  Роджерс К. Эмпатия. Философия мотивации и эмоции / под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. M.: CheRo, 2002. С. 428-430.
  17.  Соловьев В.С. Жизненная драма Платона. Смысл любви. Избранные произведения / В.С. Соловьев. М.: Современник, 1991. С. 272.
  18.  Соловьев В.С. Оправдание добра: сочинения в двух томах, Т. 1. / В.С. Соловьев. М.: Мысль, 1988. С. 168.
  19.  Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени / П.А. Сорокин. М.: Наука, 1997. С. 248.
  20.  Флоренский П.А. Столп и утверждение истины / П.А. Флоренский.  М.: Правда, 1990. Т. 1.  С. 173.
  21.  Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С. 3.
  22.  Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. 430 с.; Фромм Э. Искусство любить: исследование природы любви. М.: изд. АСТ, 2019. 150 с.
  23.  Хайдеггер М. Бытие и Время. М.: Академический проект, 2015. С. 43.
  24.  Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Академический проект, 2015. 207 с.
  25.  Чарлз Дарвин. Происхождение человека и половой отбор. М.: Изд. Терра-Книжный Клуб, 2009. С. 784.
  26.  Шпиц Р.А., Коблинер В.Г. Первый год жизни. Психоаналитическое исследование нормального и отклоняющегося развития объектных отношений. М.: Геррус, 2000. С. 56.
  27.  Энгельс Ф., сборник сочинений, том XIV. АНТИ-ДЮРИНГ. М., Л.:  Государственное социально-экономическое издание, 1931. С. 56-57.
  28.  Юм. Д. Сочинения в II томах. Том I. М.: Мысль, 1996. С. 133
  29.  Юнг К.Г. Психология бессознательного (сборник). М.: АСТ, 2001. С. 377.
  30.  Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984. 143 с.
  31.  D Batson, B. Duncan, P. Ackerman, T. Buckley, K. Birch. Is Empathic Emotion a Source of Altruistic Motivation?  University of Kansas: journal of Personality and Social Psychology, 1981, Vol. 40, No. 2. Р. 290-302.
  32.  Gilligan C. Beyond morality: Psychoanalytic reflections on shame, guilt and love // Moral development and Behavior / Ed. by T. Liskona. N.Y.: Holt, 1976. P. 144-158.
  33.  Hamilton W. D. Geometry for the selfish herd. Edinburgh. Journal of Theoretical Biology, 1971. 311 р.
  34.  Kohlberg L. Essays on moral development. San-Francisco: Vol. 2: The Psychology of moral development, 1984. 441 р.
  35.  Wilson Edward O. Consilience: The Unity of Knowledge. N. Y.: Vintage Books, 1999.  Р. 368   ISBN 067976867X.

Сколько стоит помощь с учебной работой?