ВЛЕЧЕНИЕ К СМЕРТИ В РЕЛИГИЯХ РАЗНЫХ КУЛЬТУР
Описание работы
Работа пользователя Vseznayka1995
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «ВЛЕЧЕНИЕ К СМЕРТИ В РЕЛИГИЯХ РАЗНЫХ КУЛЬТУР»
Оглавление
Введение…………………………………….……………………………………………...……….3
Глава 1. Влечение к смерти и влияние теории З. Фрейда
1.1. Возникновение понятия «влечение к смерти»………….……………...….…………………7
1.2. Развитие теории о влечениях………………………………………..……………………….12
1.3. Агрессия…………………………………………………….…………………………………15
1.4. Формирование патологических структур……………………..…………………………….18
1.5. Самоуничтожение………………………………………………..……………….…………..20
1.6. Состояние покоя……………………………………………………..……………….……….24
Глава 2. Влечение к смерти в религиях разных культур
2.1. Репрезентация базовых элементов психического в ритуале..……………...……….……...27
2.2. Религиозные верования как коллективное явление………………..……………….………28
2.3. Насилие, агрессия и деструктивность в обрядах перехода и инициаций…………............32
2.4. Навязчивые повторения в жертвоприношениях……......…………………….......….….......58
Выводы……...……………………………..………………………………....………….………...64
Заключение…………………………………….………………………………….……...……….69
Список литературы…………….......................................................................................……….71
Элевсинскими мистериями, повлиявшими на мышление и творчество Эсхила, Платона, Ликурга и многих других умов того времени. В параграфах второй главы мы объясняем, почему обращаемся именно к религиозным верованиям и практикам, рассматривая ритуал как репрезентацию базовых элементов психического, а также приводим особенности религиозных верований, которые априори не могут быть индивидуальными, то есть являются частью коллективного представления и олицетворяют собой коллективную реальность. Важнейшей частью второй главы являются параграфы, посвященные так называемым rites de passage, то есть обрядам перехода / инициациям, характерной особенностью которых является лиминальное состояние, так напоминающее смерть. Почему оно являлось принципиально важным и неотъемлемым элементом этих обрядов, что приходит на смену этому состоянию и как оно связано со взаимодействием влечения к жизни
Настоящее исследование касается событий, происходивших много веков назад, и затрагивает абсолютно разные культуры, религии, ритуалы, традиции, но мы увидим, что все они говорят об одном и том же, а значит, существуют какие-то базовые, естественные, врожденные проявления человеческой деятельности и психики, ради исследования которых мы и направляем свой взгляд в прошлое, – но стимулом к этому служит желание понять современного человека с его страданием и поиском, которые неизбежно звучат в той или иной форме в запросах пациентов на психотерапию. Практическая значимость данной работы заключается в том, что изучение жестокости, агрессии, насилия, склонности к самобичеванию и мученичествам в древнейших религиозных системах приближает нас к пониманию неудовольствия и неудовлетворенности современного человека, который зачастую лишен возможности самовыражения и познания своей природы, при этом будучи заключенным в клетку собственных инстинктов. Исторический, культурный, антропологический анализ обогащает психоаналитический подход к человеческой личности, именно поэтому мы проводим данное исследование на стыке нескольких дисциплин, в чем заключается его новизна.
Оглавление
Введение…………………………………….……………………………………………...……….3
Глава 1. Влечение к смерти и влияние теории З. Фрейда
1.1. Возникновение понятия «влечение к смерти»………….……………...….…………………7
1.2. Развитие теории о влечениях………………………………………..……………………….12
1.3. Агрессия…………………………………………………….…………………………………15
1.4. Формирование патологических структур……………………..…………………………….18
1.5. Самоуничтожение………………………………………………..……………….…………..20
1.6. Состояние покоя……………………………………………………..……………….……….24
Глава 2. Влечение к смерти в религиях разных культур
2.1. Репрезентация базовых элементов психического в ритуале..……………...……….……...27
2.2. Религиозные верования как коллективное явление………………..……………….………28
2.3. Насилие, агрессия и деструктивность в обрядах перехода и инициаций…………............32
2.4. Навязчивые повторения в жертвоприношениях……......…………………….......….….......58
Выводы……...……………………………..………………………………....………….………...64
Заключение…………………………………….………………………………….……...……….69
Список литературы…………….......................................................................................……….71
Введение
3
- 1920 году Фрейд публикует свою знаменитую работу «По ту сторону принципа удовольствия», в которой вводит новое понятие «влечение к смерти» в рамках концепции о взаимодействии двух противоположных начал в психике человека – влечения к жизни и влечения к смерти. Причем определяет его как ведущее влечение, способное при определенных условиях довольно быстро и необратимо подчинить влечение к жизни и начать превалировать над ним. Конечно, Фрейд вписывает в поле проявлений влечения к смерти агрессию, насилие и тягу к деструктивности, однако он отмечает еще одну важную функцию влечения к смерти, на которой мы и будем акцентировать внимание в данной работе, – а именно импульс к восстановлению некоего прежнего состояния, которое личность покинула под воздействием внешних обстоятельств. К этой мысли Фрейд приходит после анализа болезненных навязчивых повторений, которые выходят за рамки действия принципа удовольствия. В своей работе он пишет о тенденции живой природы к возвращению в прежнее состояние, к стремлению к неживому, к неорганическому и делает вывод, что целью жизни является смерть. Фрейд говорит, что остальные влечения служат тому, чтобы проложить организму свой собственный путь к смерти, и не верит в существование силы, поднимающей человека на вершины духовного роста, приближая его к сверхчеловеку. Фрейд сам признает, что и сам не до конца убежден в своей теории и понимает, что многим его взгляд может показаться странным, нелогичным и противоестественным, и он был готов встретить шквал критики и непонимания, с которым ему действительно пришлось столкнуться.
3
поэтически и бесстрашно люди вписывали его в свою жизнь, традиции и самые сакральные ритуалы.
В связи с этим и была сформирована научная проблема данного исследования: расширение понимания теории Фрейда о взаимосвязи влечений к жизни и к смерти через исследование религиозных верований пред-современных обществ и их ритуальных практик как репрезентирующих базовые элементы психического аппарата человека и представляющих собой один из способов свободного самовыражения, не отягощенного и не искаженного рефлексией, теоретизированием и научным подходом. Почему мы обращаемся именно к древнейшим религиям, обрядам и ритуалам, называемым обрядами инициации и мистериями? Потому что из мистериальной культуры, существовавшей тысячи лет до нашей эры, сформировались и философия, и наука, и искусство, являющиеся отражением психического – ведь в далеком прошлом религия заменяла собой все эти области человеческой деятельности. Последователи религиозных верований в древнейших обществах находились ближе к своему Я и поддерживали более интимный контакт с энергией психического, которая руководила их действиями. Известный социолог, философ и антрополог Эмиль Дюркгейм считал, что хотя первобытные общества и их верования в чем-то более грубы и на первый взгляд просты, по сравнению в более развитыми религиями современного общества, но изучая их, мы приближаемся к истокам, в том числе и человеческой психики. Люди формировали свои отношения с религией намного раньше, чем философские или теологические исследования начали формировать свои теории и концепции относительно религии.
Таким образом, объектом данной выпускной квалификационной работы является детальный обзор теории Фрейда о взаимодействии влечений к жизни и к смерти и проведение соответствий этой теории с концепциями древнейших ритуальных практик, то есть изучение заложенного в психическом человека влечения к смерти на примерах существовавших тысячи лет назад религиозных традиций и обрядовых практик, и в частности обрядов инициаций, посвящений и мистерий, которые подразумевают наличие лиминальной стадии, где исчезают любые социальные, нравственные, физические особенности личности и происходит символическая смерть субъекта ради последующего воскресения. И где смерть воспринимается не как конец, а как возвращение в материнскую утробу, в первичный рай, то есть в спокойствие первоначальной пустоты, тишины и темноты, что соответствует теории Фрейда о работе влечения к смерти. Предметом исследования данной работы являются древнейшие ритуалы, связанные с символической или физической смертью, приближающие к пониманию того, как смерть была вписана в жизнь людей уже много веков назад и как древний человек, чувствуя в себе заложенное
4
В связи с этим и была сформирована научная проблема данного исследования: расширение понимания теории Фрейда о взаимосвязи влечений к жизни и к смерти через исследование религиозных верований пред-современных обществ и их ритуальных практик как репрезентирующих базовые элементы психического аппарата человека и представляющих собой один из способов свободного самовыражения, не отягощенного и не искаженного рефлексией, теоретизированием и научным подходом. Почему мы обращаемся именно к древнейшим религиям, обрядам и ритуалам, называемым обрядами инициации и мистериями? Потому что из мистериальной культуры, существовавшей тысячи лет до нашей эры, сформировались и философия, и наука, и искусство, являющиеся отражением психического – ведь в далеком прошлом религия заменяла собой все эти области человеческой деятельности. Последователи религиозных верований в древнейших обществах находились ближе к своему Я и поддерживали более интимный контакт с энергией психического, которая руководила их действиями. Известный социолог, философ и антрополог Эмиль Дюркгейм считал, что хотя первобытные общества и их верования в чем-то более грубы и на первый взгляд просты, по сравнению в более развитыми религиями современного общества, но изучая их, мы приближаемся к истокам, в том числе и человеческой психики. Люди формировали свои отношения с религией намного раньше, чем философские или теологические исследования начали формировать свои теории и концепции относительно религии.
Таким образом, объектом данной выпускной квалификационной работы является детальный обзор теории Фрейда о взаимодействии влечений к жизни и к смерти и проведение соответствий этой теории с концепциями древнейших ритуальных практик, то есть изучение заложенного в психическом человека влечения к смерти на примерах существовавших тысячи лет назад религиозных традиций и обрядовых практик, и в частности обрядов инициаций, посвящений и мистерий, которые подразумевают наличие лиминальной стадии, где исчезают любые социальные, нравственные, физические особенности личности и происходит символическая смерть субъекта ради последующего воскресения. И где смерть воспринимается не как конец, а как возвращение в материнскую утробу, в первичный рай, то есть в спокойствие первоначальной пустоты, тишины и темноты, что соответствует теории Фрейда о работе влечения к смерти. Предметом исследования данной работы являются древнейшие ритуалы, связанные с символической или физической смертью, приближающие к пониманию того, как смерть была вписана в жизнь людей уже много веков назад и как древний человек, чувствуя в себе заложенное
4
природой стремление к насилию, убийству и разрушению, пытался взять его под контроль для сохранения не только собственной жизни, но и жизни социума. Это дает возможность сформулировать гипотезу исследования: древнейшие ритуальные практики строились на принципах функционирования влечения к смерти, описанных Фрейдом, за много тысячелетий до появления его теории и вообще психоанализа как науки. Что говорит о том, что в своей теории Фрейд приблизился к самым основам понимания функционирования человеческой психики, в которой влечение к смерти превалирует над влечением к жизни, а также стремится вернуть человека в изначальное состояние покоя, нирваны, так похожей на первичный рай. Несмотря на то, что теория Фрейда была встречена критически, с большим скепсисом и непониманием, а также и сам Фрейд очень осторожно высказывался о ней, указывая на то, что это скорее ход его рассуждений, чем окончательное и утвердительное заявление, на самом деле на примере множества древних ритуалов и обрядов, можно наглядно увидеть подтверждение его теории. И наблюдать неразрывную связь смерти с жизнью и, как это ни парадоксально, увидеть в смерти как в активно действующем влечении функцию поддержания жизни и процветания человека и общества.
Структуру данной работы составляют две главы: «Влечение к смерти и влияние теории З. Фрейда» и «Влечение к смерти в религиях разных культур». Соответственно, целью первой главы является подробное рассмотрение теории Фрейда о влечении к смерти как необходимой теоретической базы для исследования. Первая глава последовательно раскрывают следующие аспекты теории: возникновение понятия «влечение к смерти»; развитие теории о влечениях (которую Фрейд значительно видоизменял и дорабатывал по мере работы с пациентами и проведения своих теоретических исследований); агрессия, деструктивность, мазохизм, стремление к самоуничтожению как проявления влечения к смерти и точки зрения психоаналитиков различных школ относительно этих явлений; формирование патологических структур, которые при развязывании влечений не позволяют влечению к жизни вновь начать преобладать над деструктивным влечением; стремление к состоянию покоя – как наиболее противоречивая и вызывающая обсуждения гипотеза Фрейда, подразумевающая наличие в организме импульса к возвращению в неживое состояние, недвижимость, нирвану.
Рассмотрев вышеуказанные аспекты, мы выстраиваем базис для дальнейшего исследования, представленного во второй главе «Влечение к смерти в религиях разных культур» Она носит больше антропологический и культурологический характер, и ее целью является составление насколько возможно более широкого собрания связанных со смертью ритуальных практик и обрядов различных культур и народов – от африканских и австралийских первобытных племен до древних греков с их сложнейшими сокровенными
5
Структуру данной работы составляют две главы: «Влечение к смерти и влияние теории З. Фрейда» и «Влечение к смерти в религиях разных культур». Соответственно, целью первой главы является подробное рассмотрение теории Фрейда о влечении к смерти как необходимой теоретической базы для исследования. Первая глава последовательно раскрывают следующие аспекты теории: возникновение понятия «влечение к смерти»; развитие теории о влечениях (которую Фрейд значительно видоизменял и дорабатывал по мере работы с пациентами и проведения своих теоретических исследований); агрессия, деструктивность, мазохизм, стремление к самоуничтожению как проявления влечения к смерти и точки зрения психоаналитиков различных школ относительно этих явлений; формирование патологических структур, которые при развязывании влечений не позволяют влечению к жизни вновь начать преобладать над деструктивным влечением; стремление к состоянию покоя – как наиболее противоречивая и вызывающая обсуждения гипотеза Фрейда, подразумевающая наличие в организме импульса к возвращению в неживое состояние, недвижимость, нирвану.
Рассмотрев вышеуказанные аспекты, мы выстраиваем базис для дальнейшего исследования, представленного во второй главе «Влечение к смерти в религиях разных культур» Она носит больше антропологический и культурологический характер, и ее целью является составление насколько возможно более широкого собрания связанных со смертью ритуальных практик и обрядов различных культур и народов – от африканских и австралийских первобытных племен до древних греков с их сложнейшими сокровенными
5
Элевсинскими мистериями, повлиявшими на мышление и творчество Эсхила, Платона, Ликурга и многих других умов того времени. В параграфах второй главы мы объясняем, почему обращаемся именно к религиозным верованиям и практикам, рассматривая ритуал как репрезентацию базовых элементов психического, а также приводим особенности религиозных верований, которые априори не могут быть индивидуальными, то есть являются частью коллективного представления и олицетворяют собой коллективную реальность. Важнейшей частью второй главы являются параграфы, посвященные так называемым rites de passage, то есть обрядам перехода / инициациям, характерной особенностью которых является лиминальное состояние, так напоминающее смерть. Почему оно являлось принципиально важным и неотъемлемым элементом этих обрядов, что приходит на смену этому состоянию и как оно связано со взаимодействием влечения к жизни
- влечения к смерти, мы также рассмотрим во второй главе. И обязательно обратим внимание на такое явление как жертвоприношение, то есть урегулированное насилие,
Настоящее исследование касается событий, происходивших много веков назад, и затрагивает абсолютно разные культуры, религии, ритуалы, традиции, но мы увидим, что все они говорят об одном и том же, а значит, существуют какие-то базовые, естественные, врожденные проявления человеческой деятельности и психики, ради исследования которых мы и направляем свой взгляд в прошлое, – но стимулом к этому служит желание понять современного человека с его страданием и поиском, которые неизбежно звучат в той или иной форме в запросах пациентов на психотерапию. Практическая значимость данной работы заключается в том, что изучение жестокости, агрессии, насилия, склонности к самобичеванию и мученичествам в древнейших религиозных системах приближает нас к пониманию неудовольствия и неудовлетворенности современного человека, который зачастую лишен возможности самовыражения и познания своей природы, при этом будучи заключенным в клетку собственных инстинктов. Исторический, культурный, антропологический анализ обогащает психоаналитический подход к человеческой личности, именно поэтому мы проводим данное исследование на стыке нескольких дисциплин, в чем заключается его новизна.
Список литературы
70
70
- Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть. – М.: Добросвет, 2000.
- Борисов, Н.А. Смерть как предмет социальной философии. Диссертация. – Пенза, 2019.
- Брянчанинов, И. Слово о смерти. – М.: Сибирская Благозвонница, 2016.
- Вагин, Ю.Р. Влечение к смерти. Диалог со Шмидт-Хеллерау. – Пермь, 2004.
- Вагин, Ю.Р. Теория деструктивного влечения Сабины Шпильрейн. – Пермь: Психологический центр, 2012.
- Геннеп ван, А. Обряды перехода. – М.: Восточная литература, 2002.
- Гроф, С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. – М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996.
- Джеймс, У. Многообразие религиозного опыта. – М.: Академический проект, 2019.
- Дюркгейм, Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии. – М.: Дело, 2018.
- Жирар, Р. Насилие и священное. – М.: Новое литературное обозрение, 2010.
- Кайуа, Р. Миф и человек. Человек и сакральное. – М.: ОГИ, 2003.
- Кляйн, М. Детский психоанализ. – СПб.: Питер, 2020.
- Козлова, Е.А. Деструктивное влечение: подход С.Н. Шпильрейн. / Наука и инновации - современные концепции. Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума. Том 2. – М.: Инфинити, 2019.
- Лапланш, Ж. Жизнь и смерть в психоанализе. – СПб.: Владимир Даль, 2011.
- Меннингер, К. Война с самим собой. – М.: Эксмо-Пресс, 2001.
- Мечников, И. Этюды о природе человека. – М.: Книговек, 2001.
- Отто, Р. Травма рождения и её значение для психоанализа. – М.: Когито-Центр, 2009.
- Пантелеев, А.Д. Ранние мученичества. Переводы, комментарии, исследования. – СПб.: Гуманитарная академия, 2017.
- Платон. Федон. Собрание сочинений: в 4-х томах. Т. 2. – М.: Мысль, 1993.
- Рейнгольд Д. Мать, тревога и смерть. Комплекс трагической смерти. – М.: Когито-Центр,
- Роуз, С. Иеромонах, Душа после смерти. – М.: Издательство Сретенского монастыря,
- Соболев, Ю.В. Лиминальные формы ритуала: от религиозного сознания к религиозному
- Сериков, А.В. Религиозный ритуал как ситуация и психофизиологическое состояние. – Самара: Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». №1 (13). 2013.
- Тернер, В. Символ и ритуал. – М.: Наука, 1983.
- Тиллих, П. Избранное. Теология культуры. - СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 1995.
- Торчинов, Е.А. Религии мира. Опыт запредельного». – СПб.: Центp «Петеpбypгское Востоковедение», 1998.
- Фрейд, З. Будущее одной иллюзии. – М.: АСТ, 2011.
- Фрейд, З. Влечения и их судьба. – М.: Эксмо-Пресс, 1999.
- Фрейд, З. Недовольство культурой. – М.: Психоанализ. Религия. Культура, 1992.
- Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия. – Харьков.: Фолио, 2013.
- Фрейд, З. Сборник статей «Психоанализ, религия, культура». – М.: Ренессанс, 1992.
- Фрейд, З. Тотем и табу. – М.: Азбука, 2012.
- Фрейд, З. Три очерка по теории сексуальности. – М.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2017.
- Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: АСТ, 2017.
- Фусу, Л.И. Концепции лиминальности в научном дискурсе как междисциплинарная проблема. – Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. Том 6. № 3А. 2017.
- Хайдеггер, М. Бытие и время. – М.: Академический проект, 2015.
- Шмидт-Хеллерау, К. «Влечение к жизни и влечение к смерти. Либидо и Лета». – М.: Когито-Центр, 2003.
- Шпильрейн, С. Деструкция как причина становления. – М.: Антология российского психоанализа. Том 1, № 5. 1999.
- Элиаде, М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. – Киев: София, 2002.
- Элиаде, М. Ритуалы и символы инициации. – М.: Гелиос, 2002.
- Энгус, С. Тайные культы древних. Религии мистерий. – М.: Центрполиграф, 2013.
- Юнг, К.Г. Бог и бессознательное. – М.: Олимп, АСТ-ЛТД, 1998.
- Юнг, К.Г. Очерки по психологии бессознательного. - М.: Когито-Центр, 2010.
- Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия. – М.: Класс, 2015.
- Carotenuto, A. A. Secret Symmetry. Sabina Spielrein between Freud and Jung. – London: Routledge, 1980.
- Chasseguet-Smirgel, J. The ego ideal: a psychoanalytic essay on the malady of the ideal (Idéal
- De Masi, F. Is the concept of the death drive still useful in the clinical field? / The International
- Fairbairn, W.R.D. Psychoanalytical Studies of Personality. – London and New York. The Taylor & Francis e-Library, 2001.
- Fenichel, Otto. The psychoanalytic theory of neurosis. – London: Routledge, 1996.
- Fonagy, P. Psychoanalytic theory from the viewpoint of attachment theory and research. In J. Cassidy & P. R. Shaver (Eds.), Handbook of attachment: Theory, research, and clinical applications (p. 595–624). - New York: The Guilford Press, 1999.
- Freud, A. The ego and the mechanisms of defense. – New York: International Universities Press, 1946.
- Freud, S. Thoughts for the times on war and death / Standard Edition of the Complete Psychological Works of S. Freud. - London: Hogarth Press, 1961.
- Green, A. Life Narcissism, Death Narcissism. [trans. A. Weller]. London: Free Association Books, 2001.
-
- Klein, M. Contributions to Psycho-analysis, London: Hogarth, 1948.
-
- Kernberg, O. The Borderline Condition and Pathological Narcissism. New York: Jason Aronson, 1975.
-
- Kohut, H. How Does Analysis Cure? – Chicago: University of Chicago Press, 1984.
- Kohut, H. The Disorders of the Self and their Treatment: An Outline 1. / International Journal of Psycho-Analysis, 59:413-425.
- Marshall, D. Behavior, Belonging and Belief: A Theory of Ritual Practice / Sociological Theory. 2002.
- Minutes of the Vienna Psychoanalytic Society. – New York: International Universities Press, Inc.,1975.
- Musgrove F. Margins of the Mind. – Philadelphia, PA: Taylor & Francis, 1977.
- Rappaport, R.A. Ritual and Religion in the Making of Humanity. Cambridge University Press, 1999.
- Segal, H. On the Clinical Usefulness of the Concept of Death Instinct. Int. J. Psycho-Anal., 74:55-61 (IJP), 1993.
- Thomassen, B. Liminality. In: The Encyclopedia of Social Theory. – London: Routledge, 2006.
- Turner, V. Liminal to liminoid in play, flow, and ritual: An essay in comparative symbology, 1974.
- Walls, J.L. Purgatory: The Logic of Total Transformation. Oxford UP, 2012.
- Winnicott, D. W. From dependence towards independence in the development of the individual. Talk given at the Atlanta Psychiatric Clinic, 1963, reprinted in D. W.
- Winnicott, D.W. Playing and Reality. – London.: A Tavistock/Routledge publication, 1971.
-
- Wittgenstein, L. Culture and value. Ox., 1982