Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

Влияние экзаменационного стресса на функциональное состояние кардиореспираторной системы.

Стоимость
2000 руб.
Содержание
Теория + Практика
Объем
51 лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Vseznayka1995
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «Влияние экзаменационного стресса на функциональное состояние кардиореспираторной системы. »

Оригинальность работы 74%

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ                                                                           3
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                     4
  1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ                                                                               6
    1. Оценка функционального состояния кардиореспираторной системы студентов      6
    2. Характеристика параметров для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы                                                                                          9
    3. Характеристика параметров для оценки функционального состояния дыхательной систем                                                                                        12
  2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ                                                       19
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ                                                                       19
3 РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ                                                  21
ВЫВОДЫ                                                                                                      43
СПИСОК ЦИТИРОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                        44
 
ВВЕДЕНИЕ
Процесс обучения является важнейшим фактором, вызывающим адаптационные психофизиологические перестройки в организме студентов [Ситдиков с соавт., 2001]. Адаптация к обучению в вузе является наиболее проблемным видом адаптации для первокурсников, так как по сравнению со средней школой структура и условия учебного процесса существенно усложняются: увеличивается объем усваиваемых знаний, возрастает интенсивность умственной работы, отмечается резко выраженная неравномерность нагрузки, крайне возрастающая в период зачетов и экзаменов, появляются профилирующие предметы, изменяются формы контроля и оценки учебной деятельности, изменяется характер взаимоотношений преподавателя и обучающегося. Постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, нарушение режима труда, отдыха и питания часто приводят к срыву процесса адаптации и развитию целого ряда заболеваний [Токаева, Павленкович, 2012].
Среди причин, вызывающих эмоциональное напряжение, на одно из первых мест следует поставить экзаменационный стресс. Экзаменационное волнение является фактором, препятствующим успешной сдаче экзамена [Щербатых, 2000], что характерно для большинства студентов, так как характерный для экзаменационного стресса страх блокирует интеллект, парализует волю, ухудшает память и снижает способность к концентрации внимания. Период подготовки к экзаменам и сдача экзаменов сопровождаются интенсивной умственной деятельностью, существенным ограничением двигательной активности, изменением, а часто и нарушением режима сна, выраженными эмоциональными переживаниями, связанными с возможным изменением социального статуса студента, с общественной оценкой окружающих - всё это может привести к перенапряжению механизмов регуляции физиологических систем организма [Юматов с соавт., 2001].
 
Цель   исследования:   определить  влияние   экзаменационного   стресса   на функциональное состояние кардиореспираторной системы студентов 1 курса.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
  1. Оценить изменение функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов в период экзаменов по сравнению с внеэкзаменационным периодом.
  2. Оценить изменение функции внешнего дыхания у студентов в период экзаменов по сравнению с внеэкзаменационным периодом.
  3. Оценить изменение уровня испытываемого стресса и коэффициента выносливости у студентов в период экзаменов по сравнению с внеэкзаменационным периодом.
  4. Оценить изменение межсистемных взаимодействий сердечно- сосудистой и дыхательной систем у студентов в период экзаменов по сравнению с внеэкзаменационным периодом.
Структура работы: дипломная работа изложена на 52 страницах; состоит из введения, обзора литературы, экспериментальной части с описанием организации и методов исследования, результатов и их обсуждения, выводов. Работа иллюстрирована 40 рисунками. Список цитированной литературы содержит 63 наименований научных публикаций.
 
СПИСОК ЦИТИРОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Абдрашитова, Г.А. Клинико-рентгенологическая характеристика и диспансеризация горнорабочих с подозрением на силикоз [Текст] / Г.А. Абдрашитова, Р.С. Бегимбетова // Медицина труда и промышленная экология. - 1995. - № 5. - С.6-8.
  2. Агаджанян, Н.А. Основы физиологии человека [Текст] / Н.А. Агаджанян, И.Г. Власова, Н.В. Ермакова, В.И. Торшин: Учебник. Изд. 2-е, испр. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 408 с.:ил.
  3. Алексеенко, Т.И. Возрастные показатели функционального состояния кардиореспираторной системы современных подростков [Текст] / Т. И. Алексеенко // Теория и практика физической культуры. — 2007. - № 2. - С. 64.
  4. Алферова, О.П. Особенности клинико-функционального состояния кардиорепираторной системы у подростков / О.П. Алферова, А.Я. Осин // Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://www.monographies.ru/ru/book/section?id=7590 – Дата доступа: 21.05.2016.
  5. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем [Текст] / П.К. Анохин. - М.: Медицина, 1975.
  6. Баевский, Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний [Текст] / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. – М., 1997. – 364 с.
  7. Белкания, Г.С. Антропофизиологический подход в диагностической оценке состояния сердечно-сосудистой системы [Текст] / Г.С. Белкания, Л.Р. Диленян, А.С. Багрий // Медицинский альманах. – 2013. - Выпуск № 4 (28).
 
  1. Бреслав, И.С. Физиология человека [Текст] / И.С. Бреслав, А.М. Шмелева, А.Т. Норматов: - 1984. - Т.10. - №1. - С.139-144.
  2. Бреслав, И.С. Физиология дыхания [Текст] / отв. ред. И.С. Бреслав, Г.Г. Исаев. – СПб.:Наука. – 1994. – 680с.
  3. Ванюшин, Ю.С. Компенсаторно-адаптационные реакции кардиореспираторной системы в онтогенезе при функциональных нагрузках [Текст] / Ю.С. Ванюшин, Р.Р. Хайруллин. – Казань: ФГБОУ ВПО Казанский государственной аграрный университет, 2015.
  4. Вейн, А.М. Предисловие к сборнику научных трудов, посвященных эмоциональному стрессу [Текст] / А.М. Вейн: Роль эмоционального стресса в генезе нервно-психических заболеваний. - М.: 1977. - С.3-4.
  5. Вейн, А.М. Концепция «ганглионита» в современной вегетологии [Текст] / А.М. Вейн, В.Л. Голубев, Е.Я. Алимова, А.Б. Данилов //Журн. невропат, и психиатр, им. С.С.Корсакова. — 1991. — №5. — Р. 3-8.
  6. Величковский, Б.Т. Проблема профессиональных и экологически обусловленных заболеваний органов дыхания [Текст] / Б.Т. Величковский: Гигиена и санитария. - 1992. - №4. - С.46-49.
  7. Виноградова, Т.С. Стоматология детского возраста [Текст] / Т.С. Виноградова // руководство для врачей. – М.: Медицина, 1987.
  8. Войной, В.Б. Методы оценки состояния систем кислородообеспечения организма человек [Текст] / В.Б. Войнов, Н.В. Воронова, В.В. Золотухин. – Ростов-на-Дону: 2002.
  9. Гришин, О.В. Система внешнего дыхания при переходе от здоровья к хроническим заболеваниям [Текст] / О.В. Гришин, И.М.
 
Митрофанов, Н.В. Устюжанинова, В.В. Гультяева, Н.Д. Уманцева // Сибирский научный медицинский журнал. – 2004. – Выпуск №2.
  1. Гуцол, Л.О. Физиологические и патофизиологические аспекты внешнего дыхания [Текст] / Л. О. Гуцол, С. Ф. Непомнящих, Л. И. Корытов, М. И. Губина, Н.Н.Цыбиков, Ю.А.Витковский: ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, Кафедра патологической физиологии с курсом клинической иммунологии, Кафедра нормальной физиологии, Иркутск: ИГМУ. - 2014. – 116 с.
  2. Доморацкий, В. А. Медицинская сексология и психотерапия сексуальных расстройств [Текст] / В.А. Доморацкий. - М.: Академический Проект; Культура, 2009. - 470 с.
  3. Дьячкова, А.Е. Патофизиология сосудистого тонуса [Текст] / С.Ю. Дьячкова// Патофизиология сосудистого тонуса: методическая разработка / сост. С.Ю. Дьячкова. – Волгоград: - 2012.
  4. Жуйков, А.Е. Основы спортивной медицины [Текст] / А. Е. Жуйков // Лабораторный практикум : учебное пособие/ сост С.Ю. Дьячкова.
– Ухта: УГТУ. – 2015.
  1. Измайлова, М.А, Влияние экзаменационного стресса на функциональное состояние кардиореспираторной системы студентов г. Назрани [Текст] / Т.Г.Кириллова, М.А. Измайлова //Научные труды I-го Съезда физиологов СНГ. Сочи, Дагомыс. – М.: Медицина.- 2005. – С.275.
  2. Калягин, А.Н. Методика исследования пульса и измерения артериального давления. Синдром артериальной гипертензии [Текст] / А.Н. Калягин // учеб. пособ. для студентов: под ред. Ю.А. Горяева. – Иркутск. – 2009.
23. Камкин, А.Г. Фундаментальная и клиническая физиология [Текст]
/ А.Г. Камкин, А.А. Каменский // учебник для студ. высш. учеб. заведений;
 
под   ред.   А.Г.  Камкина,   А.А.  Каменского.   –   М.:   Издательский   центр
«Академия». – 2004. – 1072 с.
  1. Клемент, Р.Ф. Инструкция по применению формул и таблиц должных величин основных спирографических показателей [Текст] / Р.Ф. Клемент, A.A. Лаврушин, П.А. Тер-Погосян [и др.]. - Л.: - 1986.
  2. Клемент, Р.Ф. Функционально-диагностические исследования в пульмонологии [Текст] / Р.Ф. Клемент, Н.А. Зильбер // методические рекомендации; Санкт-Петербургский медицинский институт им.академика И.П.Павлова, Медико-технический центр «Аэромед». – СПб.: - 1993.
  3. Косицкий, Г.И. Афферентные системы сердца [Текст] / Г.И. Косицкий. –М., 1975.
  4. Кузнецова, Т.Д. Развитие дыхательной функции легких [Текст] / Т.Д. Кузнецова // Физиология развития ребенка. - М.: Педагогика. - 1983. - С.115-133.
  5. Кузнецова, Т.Д. Возрастные особенности дыхания детей и подростков [Текст] / Т.Д. Кузнецова: - М.: Медицина. - 1986. - 128 с.
  6. Кузнецова, Т.Д. Характеристика дыхательной системы [Текст] / Т.Д. Кузнецова, Е.В. Соколов // Физиология подростка. - М.: Педагогика. - 1988.     -                С.94-108.
  7. Линник, М.А. Сравнительный анализ изменения показателей сердечно-сосудистой системы, физической работоспособности и сенсомоторной реакции у юношей с разным уровнем двигательной активности [Текст] : автореф. дис. на соискание ученой степени канд. биол. наук / М.А. Линник ; - Тюмень, 2005.
  8. Лучанинова, В.Н. Функциональное состояние кардиореспираторной системы у подростков Приморского края [Текст] / В.Н.Лучанинова, Е.В.Крукович, М.М.Цветкова, О.В.Подкаура,
 
В.Н.Пастухова // Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания. – 2007.
  1. Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса [Текст] / В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов. - СПб.: Издательский дом
«Сентябрь», 2001. - с. 52-60; 81-85.
  1. Меерсон, Ф.3. Адаптация организма к стрессовым ситуациям и предупреждение нарушений ритма сердца [Текст] / Ф.З. Меерсон // Успехи физиологических наук. - 1987. - Т. 18. - № 4. - с. 56-79.
  2. Монаенкова, А.М. Основные достижения в диагностике, вопросах патогенеза и клиники заболеваний органов дыхания пылевой этиологии [Текст] / A.M. Монаенкова, В.Б. Панкова // Медицина труда и промышленная экология. - 1991. - №4. - С.1-4.
  3. Мотузко, Н.С. Физиология дыхыния [Текст] / Н.С. Мотузко, В.В. Ковзов, В.К. Гусаков. – Витебск: - 2004.
  4. Острополец, С.С. Врачебная этика и медицинская деонтология в педиатрии [Текст] / С.С. Острополец // Здоровье ребенка. – Донецк: Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького. – 2009.
  5. Ожиганова, В.Н. Ранняя диагностика. Лечение и реабилитация больных профессиональными респираторными заболеваниями [Текст] / В.Н. Ожиганова, В.Б. Панкова // Медицина труда и промышленная экология. - 1993. - № 2. - С.23-29.
  6. Панова, Т.И. Влияние экологии мегаполиса на функциональные показатели кардиореспираторной системы подростков [Текст] : диссертация
... кандидата медицинских наук. Защищена 14.03.11 / Т.И. Панова; ФГУ
 
"Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта".- Москва, 2011.- 135 с.: ил.
  1. Рябцев, С.М. Исследование влияния занятий рафтингом и парасейлингом на организм рекреантов в условиях горноклиматического курорта Сочи [Текст] / С.М. Рябцев // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 4. - С.85-87.
  2. Самбурова, И.П. Возрастная динамика и адаптационные реакции системы дыхания девочек в подростковом возрасте [Текст] : автореф. дис. ...
канд. биол. наук / И.П. Самбурова. - М., 1992.
  1. Ситдиков, Ф. Г. Влияние учебной нагрузки и условий производства на функциональное состояние симпатоадреналовой системы и показатели регуляции сердечного ритма у девушек 17-18-летнего возраста [Текст] / Ф.Г. Сидтиков, М.В. Шайхелисламов, И.Р. Валеев // Физиология человека. - 2001. - Т.27. - № 5. - С.60.
  2. Смирнова, Е.В. Пропедевтика внутренних болезней [Текст] / Смирнова Е.В. // учебное пособие. – 2002.
  3. Соколов, Е.В. Возрастные особенности регионарных функций легких у детей и подростков (вентиляция и кровоток) [Текст] : дис. канд.
биол. наук / Е.В. Соколов. - М., 1989. – 198 с.
  1. Соколов, Е.В. Возрастное развитие резервных и адаптивных возможностей системы дыхания [Текст]/ Е.В. Соколов, Т.Д. Кузнецова, И.П. Самбурова // Физиология развития ребенка - Изд-во: От А до Я. - 2000.- гл.10. - С.167-185.
  2. Соколов, Е.В. Функциональное развитие системы дыхания и характеристика биомеханических факторов дыхания у здоровых детей [Текст] / Е.В. Соколов // Альманах «Новые исследования». - 2002. - №.1. - С. 86-94.
 
  1. Соколов, Е.В. Возрастное развитие системы дыхания и особенности ее резервных возможностей [Текст] / Е.В. Соколов // Физиология развития ребенка. - Изд-во. - 2010. - гл.10.
  2. Соколов, Е. В. Возрастные и адаптивные изменения показателей системы дыхания у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) [Текст] / Е.В. Соколов // Новые исследования. – 2012.
  1. Судаков, К.В. Физиология. Основы и функциональные системы: Курс лекций [Текст] / К.В. Судаков. – 2000.
  2. Токаева, Л. К. Влияние экзаменационного стресса на психоэмоциональный статус и функциональное состояние сердечно- сосудистой системы первокурсников [Текст] / Л.К. Токаева, С.С. Павленкович // Современные проблемы науки и образования. - 2012.
50. Уточкина, А.В. Кардиореспираторная система и её функции (кровь сердце, сосуды, лёгкие [Текст] / А.В. Уточкина // реферат по физической культуре, проверил старший преподаватель В.В.Тверских; Российская Федерация Министерство образования и науки, Федеративное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования, Институт физкультуры, Центр оздоровительной физической культуры. – 2015.
  1. Фалова, О.Е. Физиология сердечно-сосудистой системы: методические указания [Текст] / сост. О. Е. Фалова. – Ульяновск, 2005. – 16  с.
  2. Хасис, Г.Л. Нормы внешнего дыхания и газообмена [Текст] / Г.Л. Хасис. - Кемерово, 1979.
  3. Усыченко, Е. А. Региональные особенности функционального состояния кардиореспираторной системы у детей [Текст]
 
/ Е. А. Усыченко, М. М. Хомич // Сб. науч. трудов к 20-летию факультета последипломного образования. — СПб, 2003.
  1. Хурс, Е.М. Индексы ремоделирования сердца: гендерные особенности [Текст] / Хурс Е.М., Поддубная А.В. // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. – 2011. – Т.6. № 8. - Приложение 1. - С. 283.
  2. Ширяева, И.С. Клиническое значение функциональных методов исследования при аллергических заболеваниях у детей [Текст] / И.С. Ширяева, Б.П. Савельев, В.С. Реутова [и др.] // Педиатрия. — 1999. — № 4.
—С.37—41.
  1. Ширяева, И.С. Параметры функционального состояния кардиореспираторной системы ребенка [Текст] / И.С. Ширяева, Б.П. Савельев, О.О. Куприянова // Российский педиатрический журнал. — 2000.
— №1. — С. 41-43.
  1. Шейх-Заде, Ю. Р. Способ определения уровня стресса [Текст] / Ю.Р. Шейх-Заде, К.Ю. Шейх-Заде. – 1997.
  2. Шейх-Заде, Ю.Р. Объективизиация условий и результатов функционального исследования организма [Текст] / Ю.Р. Шейх-Заде,, Ю.А. Зузик, М.А. Шейх-Заде, Е.А. Кудряшов // Вопросы аритмологии. - 2000. - 15.
- С. 129.
  1. Щербатых, Ю.В. Влияние показателей высшей нервной деятельности студентов на характер протекания экзаменационного стресса [Текст] / Ю.В. Щербатых // журнал ВНД им. И. Павлова. - 2000. -№ 6. - С.959-963.
  2. Юматов, Е. А. Экзаменационный эмоциональный стресс у студентов [Текст] / Е.А. Юматов, В.А. Кузьменко, В.И. Бадиков [и др.] // Физиология человека. - 2001. - Т. 27, № 2. - С. 104-111.
 
  1. Яковлева, А.В. Физиология дыхания [Текст] / А.В. Яковлева // лекция «Физиология дыхания» [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа : http://chbmk.su/Files/konkurs/files/dih_system/project/p4aa1.html# - Дата доступа: 20.05.2016.
  2. Ярыгина, А. В. Динамика возрастных изменений физического развития девушек 15–18 лет г. Тюмень в многолетнем тренировочном процессе занятий волейболом [Текст] / А.В. Ярыгина, Е.Т. Колунин, М.А. Чачина, Н.Я. Прокопьев // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С.335-341.
  3. Hinderliter, А.L. Effects of the oral endothelin-receptor antagonist bosentan on echocardiographic and doppler measures in patients with pulmonary arterial hypertension [Text] / A.L. Hinderliter, N. Galie, A. Torbicki [et al.] : J Am Coll Cardiol. - 1987.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка на расчет