Курсар - служба спасения студентов
Служба спасения для студентов (18+)

Влияние метафоры на вынесение категориальных суждений

Стоимость
2000 руб.
Содержание
Теория
Объем
65 лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Vseznayka1995
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «Влияние метафоры на вынесение категориальных суждений»
Оригинальность работы 95%

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Категоризация и вынесение суждений
1.1 Категория: от дефиниции к структуре и прототипам……………..7
1.2 Роль категориальных именем в вынесении суждений………………………………………………………………………15
Глава 2. Участие метафоры в когнитивных процессах
2.1 Когнитивные модели метафоры…………………………………...19
2.2 Эффект метафорического фрейминга……………………………..26
Глава 3. Влияние метафоры на суждения о новой категории и примере категории
2.1 Влияние метафоры на суждения о новой категории …………….32
2.2 Влияние метафоры на суждения о
примере категории …………………………………………………….39
3.3. Общие выводы…………………………………………………….50
Заключение…………………………………………………………………….54
Список литературы…………………………………………………………..56
Приложение

Введение
Теории, описывающие механизм метафоризации, исторически восходят к работам Аристотеля [Аристотель, 1965]. Однако лишь относительно недавно внимание философов и исследователей сместилось от стилистической и эстетической составляющей метафоры к ее когнитивной функции. Психологические работы демонстрируют, что метафора выполняет важную эпистемологическую роль, помогая концептуализировать в доступных и эмоционально насыщенных образах целые области опыта.
Однако метафора не всегда выступает в виде самостоятельного инструмента для осмысления действительности. В ситуациях реального коммуникативного взаимодействия метафоры соседствуют с лексикой, имеющей буквальное значение. В актах познания человек формирует категории, представляющие собой обобщенное знание о классе объектов «внешнего» или «внутреннего» мира. В ходе категориального научения субъект решает задачу по объединению метафорической и буквальной информации в единую когерентную систему знаний о мире, на основании которой выносятся суждения о различных феноменах. С этой точки зрения, исследование того, как метафора влияет на вынесение суждений, может не только выявить ее когнитивные функции, но и прояснить потенциал практического применения метафорических суждений – в том числе, в контексте психотерапевтического взаимодействия. Так, Карл Роджерс [Rogers, 1959] указывал на символизацию опыта как на важную составляющую при развитии конгруэнтности. В отечественных работах [Волкова, Орлов, Орлова, 2010] также утверждается, что метафора позволяет интегрировать в сознании человека те элементы его опыта, которые закрыты для прямого означения.
Цель настоящей работы – изучить влияние метафоры на вынесение категориальных суждений.
В соответствии с поставленной целью в работе последовательно решаются следующие задачи:
  • на материале теоретических и практических исследований в области психологии категоризации составить актуальную модель категории как идеи, представляющей для субъекта класс объектов, событий или их свойств;
  • предложить когнитивную модель метафоры, предсказывающую влияние метафоры на вынесение суждений относительно свойств категории;
  • изучить влияние метафоры на суждение о новой категории;
  • изучить влияние метафоры на суждение о примере категории.
Таким образом, объектом данной работы является вынесение категориальных суждений, а предметом влияние метафоры на этот процесс.
 Исследования на стыке когнитивных наук и психотерапии, публикуемые в последнее время, показывают, как именно метафора может применяться в ходе фасилитирующего взаимодействия. Выявлено, в частности, что интерпретация опыта в форме особых метафор позитивно влияет на мотивацию, помогает осознать смысл жизни [Landau et al., 2010; Baldwin et al., 2017]. Метафорические описания влияют на оценку риска развития болезни [Lu, Schuldt, 2018; Landau et al., 2019] и готовность принять последствия заболевания [Hauser, Schwarz, 2015], что может быть особенно значимо в условиях кризиса, подобному тому, с которым столкнулось общество в настоящее время. Успех ученых на этом направлении открывает пути для дальнейших прикладных и теоретических исследований роли метафоры в коммуникации о психологическом и физиологическом здоровье, что обуславливает актуальность данной работы.
Научная новизна заключается в сравнении эффекта, которое метафора оказывает на суждения, с эффектом категориального имени, в изучении влияния метафоры на пример категории, а также в демонстрации эффекта метафорического фрейминга на новой, неизвестной для человека категории. Кроме того, в исследовании показана возможность влияния метафоры на суждения о категориях психологического состояния другого человека (как новых, так и известных), что дополняет список категорий, в отношении которых эмпирически установлена возможность такого влияния [Thibodeau, P. H. et al., 2017].
Теоретическая гипотеза исследования заключалась в том, что семантика метафоры (области-источника) оказывает влияние на суждения относительно объекта метафоры (области-цели) за счет переноса части знаний из области источника в область цель. При этом такое влияние наблюдается как в суждениях о новых категориях, так и в суждениях о примере уже известной категории и способствует усилению объективности категории.
Работа состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются основные теории категорий и категориального научения, прослеживается переход от представлений о «логической» сущности этого феномена к идеям о его психологической природе, подчеркивается роль знаний при формировании категории, определяющая субъективный характер этого процесса, рассматриваются эффекты, которые категориальные имена оказывают на суждения о категориях. Во второй главе приводятся теории, объясняющие участие метафоры в когнитивной сфере, делается попытка их интеграции в единую модель на базе знаний о структуре категории, описывается метафорический фрейминг как один из эффектов, возникающих в результате влияния метафоры на вынесение суждений. В третьей главе на материале данных двух экспериментов описывается влияние метафоры на вынесение суждений о новой категории и о примере известной категории, проводится сравнение этого влияния с эффектами, которые вызывают категориальные имена, приводятся общие выводы по результатам двух экспериментов.

Список литературы:
Аристотель. Поэтика // Хрестоматия по античной литературе / пер. В. Аппельрота. М.: Просвещение, 1965.
Арутюнова, Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990.
Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов: Около 7000 терминов. М.: Советская энциклопедия, 1969.
Булыгина, Т.В., Шмелев А.Д. Перемещение в пространстве как метафора эмоций / Т.В. Булыгина, А.Д. Шмелев // Логический анализ языка: языки пространств. М.: Язык русской культуры, 2000. С. 277-288
Волкова, Д.Э., Орлов, А. Б., Орлов, Н. А. Знак, метафора, символ - методология субъектности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7. № 3. С. 89-119.
Выготский, Л.С. Мышление и речь. Москва: Лабиринт, 2012.
Канеман Д, Тверский А. Принятие решений в условиях неопределенности: эвристики и предубеждения // Принятие решений в условиях неопределенности / под. ред. Д. Канемана, А.Тверского. Х.: Гуманитарный центр, 2018.
Кожина, М.Н., Дускаева, Л.Р., Салимовский, В.А. Стилистика русского языка. М.: Флинта, 2011.
Котов, А.А., Беляева, В.А., Котова, Т.Н. Усиление категориального эффекта восприятия с помощью понятийных комбинаций // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13. № 2. С. 347–366.
Котов, А.А., Котова, Т.Н. Название объектов помогает дошкольникам запоминать новую информацию о категории // Вопросы психологии. 2016. №3. С. 138-147.
Кубрякова, Е.С., Демьянков, В.З., Панкрац, Ю.Г. Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов / под ред. Е.С. Кубряковой. М.: филологический факультет МГУ им. М.В, Ломоносова, 1997.
Лакофф, Дж. Женщины, огонь и опасные вещи. М.: Языки славянской культуры, 2004.
Лакофф, Дж., Джонсон, М. Метафоры, которыми мы живем / под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. М.: Едиториал УРСС, 2004.
Леонгард, К. Акцентуированные личности. М.: Феникс, 2000.
Страусс А, Корбин Д. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
Чудинов, А.П., Будаев, Э.В. Когнитивная теория метафоры на современном этапе развития // Вопросы когнитивной лингвистики. 2007. №4 (13). С. 54-57.
APA Dictionary of Psychology. URL: https://dictionary.apa.org/categorization
Asch S. Е. (1946). Forming impressions of personality // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1946. Vol. 41. P. 258–290.
Baldwin, M., Landau, M.J., Swanson, T.J. (2017). Metaphors can give life meaning // Self and Identity. 2018. Vol. 17(2). P. 163-193.
Barsalou, L. W. Ideals, central tendency, and frequency of instantiation as determinants of graded structure in categories // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1985. Vol. 11. P. 629–654.
Boroditsky, L. Metaphoric structuring: understanding time through spatial metaphors // Cognition, 75. 2000. P. 1-28.
Bowdie, B.F., Gentner, D. The career of metaphor // Psychological Review. Vol.112 (1). 2005. P. 193-216.
Duit, R. On the role of analogies and metaphors in learning science // Science Education.75(6). 1991. P. 649-672.
Dunsmoor, J. E., Murphy, G. L. Categories, concepts, and conditioning: how humans generalize fear // Trends in Cognitive Sciences. 2015. Vol. 19(2). P. 73–77.
Edmiston, P., Lupyan, G. What makes words special? Words as unmotivated cues // Cognition.  Vol. 143. P. 93-100.
Gelman, S.A., Heyman, G.D. Carrot-eaters and Creature-believers: The Effects of Lexicalization on Children's Inferences about Social Categories// Psychological Science. Volume 10 (6). 1999. P. 489-493
Gelman, S. A., Wellman, H. M. Insides and essences: Early understanding of the non-obvious.  // Cognition. 1991. Vol. 38. P. 213-244
Gentner, D., Asmuth, J. Metaphoric extension, relational categories, and abstraction. Language, Cognition and Neuroscience. 2019. P. 1–10.
Gentner, D., Gentner, D.R. Flowing waters or teeming crowds: mental models of electricity / D. Gentner, A.L. Stevens (Eds.). Mental Models. Erlbaum. 1983. P. 99-129.
Gibbs, R. W., Costa Lima, P. L., & Francozo, E. Metaphor is grounded in embodied experience // Journal of Pragmatics. 2004. Vol. 36. P. 1189–1210.
Giffin, C., Wilkenfeld, D., & Lombrozo, T. The explanatory effect of a label: Explanations with named categories are more satisfying // Cognition. 168. 2017. P. 357 – 369.
Hauser, D.J., Schwarz, N. The War on Prevention: Bellicose Cancer Metaphors Hurt (Some) Prevention Intentions // Personality and Social Psychology Bulletin, Vol. 41 (1). Pages 66-77.
Hendricks, R.K., Boroditsky, L. Emotional implications of metaphor: consequences of metaphor framing for mindset about hardship // Proceedings of the 38th Annual Conference of the Cognitive Science Society, 2016. P. 1164-1169.
Kaplan, A. S., Murphy, G. L. Category learning with minimal prior knowledge // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 2000. Vol. 26. P. 829–846.
Landau, M. J., Meier, B. P.,  Keefer, L. A. A metaphor-enriched social cognition // Psychological Bulletin. 2010. Vol. 136(6). P. 1045–1067.
Landau, M.J., Keefer, L.A., Rothschild, Z.K. Epistemic motives moderate the effect of metaphoric framing on attitudes // Journal of Experimental Social Psychology, 53.2014. P. 125-138.
Lee, S.W., Schwarz, N. Framing love: When it hurts to think we were made for each other // Journal of Experimental Social Psychology, 54.2014. P. 61-67.
Lu, H.Email Author, Schuldt, J.P. Communicating Zika Risk: Using Metaphor to Increase Perceived Risk Susceptibility // Risk Analysis, Vol. 38 (12), 2018. P. 2525-2534
Malgady, R. G., Johnson, M. G. Modifiers in metaphors: Effects of constituent phrase similarity on the interpretation of figurative sentences // Journal of Psycholinguistic Research. 1976. Vol. 5. P. 43–52.
Mandler, J. M., McDonough, L. Drinking and driving don’t mix: Inductive generalization in infancy // Cognition, 59. 1996. P. 307–335.
McGlone, M.S. Hyperbole, Homunculi, and Hindsight Bias: An Alternative Evaluation of Conceptual Metaphor Theory // Discourse Processes. Vol. 48 (8). 2011. P. 563-574.
Medin, D. L. and Schwanenflugel, P. J. Linear separability in classification learning // Journal of Experimental Psychology: Human Learning and Memory. 1981. Vol. 7. P. 355–368.
Meier, B. P., Schnall, S., Schwarz, N., & Bargh, J. A. (2012). Embodiment in social psychology // Topics in Cognitive Science. 2012. Vol. 4(4). P. 705–716.
Murphy, G. L. On metaphoric representation // Cognition. 1996. Vol. 60(2). P. 173–204.
Murphy, G. L. Reasons to doubt the present evidence for metaphoric representation // Cognition. 1997. Vol. 62(1). P. 99–108.
Murphy, G. L. The big book of concepts. Massachusetts: Bradford Books, 2002.
Murphy, G. L., & Allopenna, P. D. (1994). The locus of knowledge effects in concept learning // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1994. Vol. 20(4). P. 904 – 919.
Murphy, G. L., Medin, D. L. The role of theories in conceptual coherence // Psychological review. 1985. Vol. 92(3). P. 289 – 316.
Ortony, A. Beyond literal similarity // Psychological Review. 1979. Vol. 86(3). P. 161-180.

Сколько стоит помощь с учебной работой?