Влияние семьи на воспитание младших школьников
Описание работы
Содержание
1.1. Семья как социально-ценностный институт 7
1.2. Семейные ценности как фактор, влияющий на воспитание младших школьников 10
2.1 Диагностика уровня сформированности ценностного отношения к 16
2.3 Анализ и итоги опытно-экспериментальной работы 23
Список используемой литературы 32
Введение
Основные направления воспитания сформулированы в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичности, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Нравственное развитие личности учащихся становится важнейшей составляющей школьного образования. Это особенно касается семейных ценностей. В Концепции духовно-нравственного воспитания говорится, что нравственное развитие личности следует осуществлять как процесс социализации на основе традиционных норм и нравственных идеалов.
Именно в школьном возрасте дети наиболее восприимчивы к гражданскому, духовно-нравственному, эмоционально-ценностному воспитанию. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Всегда семья выступала важнейшим источником критериев оценки, лежащих в основе ценностных представлений человека. Тем самым, обеспечивая воспроизводство общественно-значимых ценностей. Ценностная система семьи как института обладает воспитательным потенциалом по воздействию на детей в плане их личностного развития. Именно наличие системы ценностей в семье позволяет противостоять негативным воздействиям. В России наблюдается трансформация семейных ценностей, что привело к изменению представлений о взаимоотношениях в семье, утрате родовых ценностей, смену ролевых отношений членов семьи, снижение статуса родителей.
Современное состояние семьи можно расценивать как кризисное. Как следствие - рост количества разводов, детей, рожденных вне брака, распространение социального сиротства. Пропагандируемая свобода межличностных отношений становится причиной отчуждения супругов, утраты изначального смысла родительства. Если раньше дети проявляли непослушание в отношении старших, то в настоящее время наблюдается уход родителей от своих прямых обязанностей, нежелание выполнять воспитательную функцию, формировать жизненные цели своих детей.
Актуальность данного исследования устанавливает проблему исследования: какова модель и содержание влияния семьи на воспитание младших школьников?
Объект исследования: процесс воспитания младших школьников.
Предмет исследования: модель и педагогические условия формирования ценностного отношения к семье у младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность разработанной модели и педагогических условий, направленных на формирование ценностного отношения к семье у младших школьников.
Гипотеза исследования: положительное влияние семьи на воспитание учащихся начальной школы будет успешным, если:
- - определена сущность и характеристика категории «ценностное отношение к семье у младших школьников;
- - разработана и внедрена модель формирования ценностного отношения к семье у младших школьников;
- - обоснованы, доказаны и реализованы педагогические условия: использование разнообразных методов и форм, активизирующих ценностный опыт отношения к семье; вовлечение учащихся в совместную деятельность, отвечающую их интересам и потребностям; побуждение к приобретению новых социально значимых знаний и отношений.
В соответствии с обозначенной целью и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:
1.Осуществить анализ научно-методической, психологопедагогической литературы с целью раскрытия сущности, содержания и структуры влияния семьи на воспитание младших школьников.
- 2. Изучить уровень сформированности ценностного отношения к семье у учащихся начальной школы.
- 3. Разработать и внедрить структурно-функциональную модель процесса формирования ценностного отношения к семье у младших школьников.
- 4. Доказать эффективность модели и педагогических условий, направленных на формирование ценностного отношения к семье у младших школьников.
Теоретическую основу исследования составляют:
- - теории ценностей (Н.А. Бердяев, В.А. Василенко, И.В. Федосова);
- - теории формирования ценностного отношения к семье в педагогических условиях (Н.Е. Щуркова, С.П. Акутина, Ю.П. Азаров, В.А. Караковский);
- - концептуальные положения отечественной педагогике и психологии по проблеме развития младших школьников (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович);
- - теории воспитания (Н.Е. Щуркова, В.А. Караковский);
- - теории семейного воспитания (Ю.П. Азаров, О.И. Волжина, В.Н. Дружинин, Л.И. Савинов);
- - исследования, раскрывающие сущностное понятие «ценностное отношение к семье» (О.С. Пермовская, Л.О. Володина, П.Е. Кильдюшова).
Методы исследования: анализ выполненных ранее исследований, изучение и обобщение педагогического опыта, экспериментальные методы (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты), диагностические методы (педагогические наблюдения, беседа, анкетирование, тестирование), обобщение и систематизация полученных данных.
Новизна исследования заключается в том, что:
- - разработана и раскрыта структура модели процесса формирования ценностного отношения к семье у младших школьников;
- - определены критерии и уровни сформированности ценностного отношения к семье у младших школьников;
- - определены педагогические условия, активизирующие ценностное отношение к семье.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.