Воспитательная система современной школы
Описание работы
Работа пользователя Mika999999
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ.. 7
1.1 Сущность понятия «воспитательная система современной школы». 7
1.2 Структура и функции воспитательной системы.. 10
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 13
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ, НАХОДКИ, ПОИСК В ПОСТРОЕНИИ И РАЗВИТИИ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ …………. 14
2.1 Изучение теоретических вопросов инновационных процессов воспитательной системы.. 14
2.2 Методика создания воспитательной системы МОУ "Зингейская школа". 18
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 23
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Усложнение социально-педагогических функций современной школы, особенно в условиях перевода её в режим развития, изменение содержания её деятельности и условий, в которых она работает, определили потребность в поиске новых форм и методов управления воспитательной системой школы. Проблема управления развитием воспитательной системы школы в теории и практике педагогической науки раскрыта ещё не в полной мере. С одной стороны, вся история человечества доказывает, что воспитание личности есть постоянный необходимый элемент общества и фактор социального развития; с другой стороны, социальный кризис лишает воспитание социальных опор и достойного содержания. Актуальность исследования обусловлена необходимостью в разработке условий развития воспитательной системы и определении содержания деятельности всех участников педагогического процесса; создание таких условий, при которых эта деятельность обеспечивала бы качественно более высокий результат воспитания школьников. В молодёжной среде усиливается процесс расслоения, поляризации взглядов, изменения социальных установок, происходит нравственное раздвоение личности. Дети и подростки стремятся уйти от действительности в свои внутренние проблемы, интересы, индивидуально-физиологические потребности.
Общеобразовательная школа все еще не может разрешить существующие противоречия:
• между потребностями и интересами каждого школьника и возможностями для их удовлетворения;
• между стремлением ребенка быть активным субъектом учебно-воспитательного процесса и действительным положением школьника;
• между необходимостью единства позиции школы, семьи и общественности и фактическим отсутствием такого единства;
• между воспитательными возможностями социальной среды и неумением школы их использовать.
Проблема исследования: какие организационно - педагогические условия будут способствовать развитию воспитательной системы школы.
Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, существующие противоречия обусловили выбор темы исследования: «Воспитательная система современной школы».
Цель исследования: выявить особенности содержания и организационные основы воспитательных систем, определить пути и способы использования в развитии и совершенствовании современной педагогической науки.
Объект исследования-воспитательная система.
Предмет исследования- содержание и организационные основы воспитательных систем.
Гипотеза исследования-основана на предположении о том, что управление развитием воспитательной системы школы будет более эффективным, если будут реализованы следующие организационно-педагогические условия:
- разработана программа воспитательной системы в школе (принятие всеми субъектами совокупности целей создания воспитательной системы и организация деятельности субъектов системы, направленной на реализацию поставленной цели);
1. рассмотреть теоретические основы понятия воспитательной системы школы;
2. Выявить особенности основных компонентов системы воспитания и развития воспитательной системы школы.
3. Изучить методику и технологию создания воспитательной системы школы.
4. Изучить методику разработки концепции воспитательной системы.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
Большое значение для исследования могут иметь работы великих педагогов Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого, В.А.Сухомлинского по разработке воспитательных систем на принципах демократии и гуманизма.
В качестве технологической основы можно использовать теории управления педагогическими процессами В.А. Сластенина [7].
Для решения проблем воспитания, для обоснования путей преодоления противоречий воспитания в школе важны исследования Л.И. Маленковой [6].
Для успешной реализации поставленных задач и проверки выдвинутых положений гипотезы использовались различные методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение результатов экспериментальной работы. Практические: наблюдение, беседа, эксперимент.
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение "Зингейская школа" поселка Зингейский, Кизильского района, Челябинской области. В исследовании приняли участие учащиеся 1-11 класса, а также преподаватели.
Практическая значимость: будет заключаться в том, что:
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы (8 источников). Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, сформированы предмет, объект, определены цель и задачи исследования, описывается структура данной работы.
Первая глава является теоретической базой, в которой рассматриваются понятия воспитательной системы и её структура и функция.
Во второй главе рассматриваются изучение теоретических вопросов инновационных процессов воспитательной системы и методика создания воспитательной системы МОУ "Зингейская школа".
ГЛАВА 1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ.. 7
1.1 Сущность понятия «воспитательная система современной школы». 7
1.2 Структура и функции воспитательной системы.. 10
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 13
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ, НАХОДКИ, ПОИСК В ПОСТРОЕНИИ И РАЗВИТИИ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ …………. 14
2.1 Изучение теоретических вопросов инновационных процессов воспитательной системы.. 14
2.2 Методика создания воспитательной системы МОУ "Зингейская школа". 18
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 23
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Усложнение социально-педагогических функций современной школы, особенно в условиях перевода её в режим развития, изменение содержания её деятельности и условий, в которых она работает, определили потребность в поиске новых форм и методов управления воспитательной системой школы. Проблема управления развитием воспитательной системы школы в теории и практике педагогической науки раскрыта ещё не в полной мере. С одной стороны, вся история человечества доказывает, что воспитание личности есть постоянный необходимый элемент общества и фактор социального развития; с другой стороны, социальный кризис лишает воспитание социальных опор и достойного содержания. Актуальность исследования обусловлена необходимостью в разработке условий развития воспитательной системы и определении содержания деятельности всех участников педагогического процесса; создание таких условий, при которых эта деятельность обеспечивала бы качественно более высокий результат воспитания школьников. В молодёжной среде усиливается процесс расслоения, поляризации взглядов, изменения социальных установок, происходит нравственное раздвоение личности. Дети и подростки стремятся уйти от действительности в свои внутренние проблемы, интересы, индивидуально-физиологические потребности.
Общеобразовательная школа все еще не может разрешить существующие противоречия:
• между потребностями и интересами каждого школьника и возможностями для их удовлетворения;
• между стремлением ребенка быть активным субъектом учебно-воспитательного процесса и действительным положением школьника;
• между необходимостью единства позиции школы, семьи и общественности и фактическим отсутствием такого единства;
• между воспитательными возможностями социальной среды и неумением школы их использовать.
Проблема исследования: какие организационно - педагогические условия будут способствовать развитию воспитательной системы школы.
Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, существующие противоречия обусловили выбор темы исследования: «Воспитательная система современной школы».
Цель исследования: выявить особенности содержания и организационные основы воспитательных систем, определить пути и способы использования в развитии и совершенствовании современной педагогической науки.
Объект исследования-воспитательная система.
Предмет исследования- содержание и организационные основы воспитательных систем.
Гипотеза исследования-основана на предположении о том, что управление развитием воспитательной системы школы будет более эффективным, если будут реализованы следующие организационно-педагогические условия:
- разработана программа воспитательной системы в школе (принятие всеми субъектами совокупности целей создания воспитательной системы и организация деятельности субъектов системы, направленной на реализацию поставленной цели);
- Создание структуры управления воспитательной системой школы и определение содержания управленческой деятельности всех участников воспитательного процесса;
- Формирование воспитывающей среды на основе отбора содержания и сотрудничества участников воспитательного процесса (организация сотрудничества субъектов системы и создание отношений между субъектами системы);
1. рассмотреть теоретические основы понятия воспитательной системы школы;
2. Выявить особенности основных компонентов системы воспитания и развития воспитательной системы школы.
3. Изучить методику и технологию создания воспитательной системы школы.
4. Изучить методику разработки концепции воспитательной системы.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
Большое значение для исследования могут иметь работы великих педагогов Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого, В.А.Сухомлинского по разработке воспитательных систем на принципах демократии и гуманизма.
В качестве технологической основы можно использовать теории управления педагогическими процессами В.А. Сластенина [7].
Для решения проблем воспитания, для обоснования путей преодоления противоречий воспитания в школе важны исследования Л.И. Маленковой [6].
Для успешной реализации поставленных задач и проверки выдвинутых положений гипотезы использовались различные методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение результатов экспериментальной работы. Практические: наблюдение, беседа, эксперимент.
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение "Зингейская школа" поселка Зингейский, Кизильского района, Челябинской области. В исследовании приняли участие учащиеся 1-11 класса, а также преподаватели.
Практическая значимость: будет заключаться в том, что:
- Положения и выводы теоретико-экспериментального исследования будут подтверждены практикой и могут быть рекомендованы к использованию в процессе модернизации управления созданием и развитием воспитательной системы школы;
- Будут разработаны условия построения воспитательной системы школы;
- Выявлены условия эффективного функционирования и развития управления воспитательной системой школы;
- Будет разработано содержание деятельности всех участников воспитательного процесса по управлению развитием воспитательной системы школы;
- Также будет разработана воспитательная программа школы;
- Будут предложены рекомендации по организации деятельности вожатого
- Материалы исследования могут быть использованы в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и учителей образовательных учреждений.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы (8 источников). Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, сформированы предмет, объект, определены цель и задачи исследования, описывается структура данной работы.
Первая глава является теоретической базой, в которой рассматриваются понятия воспитательной системы и её структура и функция.
Во второй главе рассматриваются изучение теоретических вопросов инновационных процессов воспитательной системы и методика создания воспитательной системы МОУ "Зингейская школа".