«Взаимосвязь мотиваций и обучаемости в подростковом возрасте»
Описание работы
Работа пользователя Stavick
Содержание
Введение 2
1. Теоретические аспекты проблемы формирования мотивации обучения в подростковом возрасте 5
1.1 Сущность понятия «мотивация» в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Мотивация учебной деятельности 7
1.3 Пути формирования мотивации 15
1.4 Особенности формирования мотивации обучения в подростковом возрасте 19
2. Экспериментальное изучение процесса формирования мотивации обучения у подростков 21
2.1 Специфика мотивации обучения в подростковом возрасте 21
2.2 Исследование мотивов учебной деятельности подростков 23
2.3 Анализ результатов исследования 25
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Приложение 41
Введение
Формирование мотивации учения без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, недостаточную разработанность проблемы формирования учебной мотивации подростков, а так же актуальность данной темы, обусловленной обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции, считаю данную тему актуальной и значимой.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Целью исследования работы : какие интересы имеются у подростков, их отношение к обучению, как формируется мотивация познавательной деятельности,как мотивация влияет на успеваемость подростков.
Объект исследования: мотивация учебной деятельности подростков на примере.
Предмет изучения: особенности мотивации обучения подростков.
Гипотеза:в подростковом возрасте не сформированна мотивация к обучению, что проявляется в отрицательном отношении к обучению, преобладанию не учебных и игровых мотивов при обучении. Актуальным и необходимым будет рассмотрение рекомендаций по формированиюмотивации учения подростков.Успешность в обучении подростков зависит от сформированности мотивационной сферы.
Задачи: в соответствии с целью, объектом и предметом в исследовании ставились следующие задачи:
- провести анализ научной психолого-педагогической литературы по теме исследования и дать сущностную характеристику мотивационной готовности к учению;
- определить пути формирования мотивации;
- определить психолого-педагогические особенности мотивации учения подростков;
-организовать и провести экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации учения подростков;
- подобрать рекомендации по формированию мотивации учения подростков.
Методологической основой исследования является:
1)теоретические: анализ литературы
2)эмпирические: диагностические методы (тест, анализ работ подростков, обобщение педагогического опыта);
3)статистические: обработка полученных в ходе исследования данных.
Теоретической основой исследования послужили научные труды таких известнейших психологов и педагогов, как Леонтьев А.Н., Божович Л.И., Эльконин Д.Б., Матюхина М.В., Рубинштейн С.Л., Ильин Е.П. и др. Именно они внесли наиболее весомый вклад в изучение учебной мотивации подростков. Однако, стоит отметить, что особенности учебной мотивации подростков и отдельные аспекты ее формирования исследованы недостаточно.
Список использованной литературы
Введение 2
1. Теоретические аспекты проблемы формирования мотивации обучения в подростковом возрасте 5
1.1 Сущность понятия «мотивация» в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Мотивация учебной деятельности 7
1.3 Пути формирования мотивации 15
1.4 Особенности формирования мотивации обучения в подростковом возрасте 19
2. Экспериментальное изучение процесса формирования мотивации обучения у подростков 21
2.1 Специфика мотивации обучения в подростковом возрасте 21
2.2 Исследование мотивов учебной деятельности подростков 23
2.3 Анализ результатов исследования 25
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Приложение 41
Введение
Формирование мотивации учения без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, недостаточную разработанность проблемы формирования учебной мотивации подростков, а так же актуальность данной темы, обусловленной обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции, считаю данную тему актуальной и значимой.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Целью исследования работы : какие интересы имеются у подростков, их отношение к обучению, как формируется мотивация познавательной деятельности,как мотивация влияет на успеваемость подростков.
Объект исследования: мотивация учебной деятельности подростков на примере.
Предмет изучения: особенности мотивации обучения подростков.
Гипотеза:в подростковом возрасте не сформированна мотивация к обучению, что проявляется в отрицательном отношении к обучению, преобладанию не учебных и игровых мотивов при обучении. Актуальным и необходимым будет рассмотрение рекомендаций по формированиюмотивации учения подростков.Успешность в обучении подростков зависит от сформированности мотивационной сферы.
Задачи: в соответствии с целью, объектом и предметом в исследовании ставились следующие задачи:
- провести анализ научной психолого-педагогической литературы по теме исследования и дать сущностную характеристику мотивационной готовности к учению;
- определить пути формирования мотивации;
- определить психолого-педагогические особенности мотивации учения подростков;
-организовать и провести экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации учения подростков;
- подобрать рекомендации по формированию мотивации учения подростков.
Методологической основой исследования является:
1)теоретические: анализ литературы
2)эмпирические: диагностические методы (тест, анализ работ подростков, обобщение педагогического опыта);
3)статистические: обработка полученных в ходе исследования данных.
Теоретической основой исследования послужили научные труды таких известнейших психологов и педагогов, как Леонтьев А.Н., Божович Л.И., Эльконин Д.Б., Матюхина М.В., Рубинштейн С.Л., Ильин Е.П. и др. Именно они внесли наиболее весомый вклад в изучение учебной мотивации подростков. Однако, стоит отметить, что особенности учебной мотивации подростков и отдельные аспекты ее формирования исследованы недостаточно.
Список использованной литературы
- Аветисян, Э.Я не такой как все [Текст] / Э. Аветисян// Школьный психолог. – 2006. - № 8.
- Апиш Ф.Н. Психолого-дидактические основы развития учебной мотивации. – Мю: МГОУ, 2003
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. // М.: Педагогика, 1968. – 321с.
- Безруких М.М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? – М., 1991.
- Маркова А.К.,МатисТ.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. // М., Просвещение - 1990.
- Манухина, С. Тренинг командообразования в школе [Текст] / С. Манухина // Школьный психолог. – 2009. - № 5.
- Мартыненко, Ю. Познай себя [Текст] / Ю. Мартыненко // Школьный психолог. – 2009. - № 4.
- Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2001
- Мыльников Д.Мотивация и проблемы в обучении // Народное образование. – 2002. – №9.
- Ильин Е.П. Мотивы и мотивации // С-Пб., ПИТЕР – 2002. – 512с.
- Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии // С-Пб., ПИТЕР – 2000.-720с.