Курсар - служба спасения студентов
Служба спасения для студентов (18+)

ЯЗЫКОВАЯ ИГРА В СМИ КАК ПРИЁМ МАНИПУЛЯЦИИ АУДИТОРИЕЙ

Стоимость
2500 руб.
Содержание
Теория
Объем
106 лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Vseznayka1995
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «ЯЗЫКОВАЯ ИГРА В СМИ КАК ПРИЁМ МАНИПУЛЯЦИИ АУДИТОРИЕЙ»
Оригинальность работы 90%
 
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………..…….………3
Глава 1. Языковая игра как часть манипулятивной стратегии в современных СМИ…………………………………………………………………………..…8
1.1. Языковая игра в современных лингвистических исследованиях………8
1.2. Функциональные особенности языковой игры в СМИ ………………..12
1.3. Классификация приемов языковой игры в СМИ………..……….……...17
1.4. Рабочая классификация приемов языковой игры ……………….……...21
Глава 2. Манипуляция в СМИ: ключевые аспекты…………………….…...26
2.1. Понятие манипуляции в СМИ ……………...…………………………...26
2.2. Стратегии манипуляции аудиторией СМИ………….…………………..29
Глава 3. Анализ использования языковой игры в качестве стратегии манипуляции в СМИ………...……………………………………………..…. 36
3.1. Реализация языковой игры на примере издания «Комсомольская правда»………………………...……………………………………………..… 36
3.2. Реализация языковой игры на примере издания «КоммерсантЪ»…...…48
3.3. Реализация языковой игры на примере издания «Ведомости»………...55
3.4. Степень влияния на аудиторию в зависимости от специфики издания..58 Заключение…………………………………………………………....………...66
Список использованной литературы…………….…………….………..…….69
Список проанализированных статей…….……………………………………76
Приложение……………………………………………………...……………..105



ВВЕДЕНИЕ



Темой настоящего исследования является языковая игра как способ манипуляции аудиторией современных средств массовой информации (СМИ). В связи с этим возникает необходимость уточнить основные понятия, используемые в настоящей работе.

Понятие игры вообще значимо для современной культуры. Игрой называют совершенно разные, мало схожие между собой явления. Этот термин применяется в культурологии, философии, психологии, педагогике.

    аспекте социальных наук игра рассматривается как необходимый элемент социализации личности, как символ, модель поведения.

Особого  внимания  заслуживает  один  из  видов  игры  –  языковая

игра. Понятие, введённое Л. Витгенштейном1, в современной науке рассматривается с двух сторон. Первое толкование рассматривает языковую игру в широком смысле, как любой вид деятельности, связанный с речью.

Второе толкование получило признание в лингвистике. С этой точки зрения языковая игра рассматривается как «особый вид речевой

деятельности, связанный с нарушением языковых норм»2.

Долгое время языковая игра была прерогативой исключительно художественного литературного дискурса, и в этом качестве рассматривалась только как принадлежность авторского стиля. Но в конце ХХ века приёмы языковой игры стали обнаруживаться в языке средств массовой информации, рекламе, общественно-политическом дискурсе.

Подобные примеры, свидетельствующие о демократизации языковых процессов, привлекли внимание лингвистов. Языковая игра стала рассматриваться как самостоятельный приём, использование которого




    Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л.: Избр. философские работы. - М.: Гнозис,

1994. Ч. 1.
    Дедушкина Т.А. Языковая игра: современное состояние вопроса // Studia Linguistica, 2012, Вып. 6. – с. 88.
 

3
 
ведёт к определённой цели, а также как характеристика языковой личности.

    настоящее время языковая игра как способ репрезентации языковой личности рассматривается, как правило, на примере художественных произведений, в аспекте исследований проявлений языковой личности автора. На примере медийного дискурса проводятся исследования функциональных особенностей языковой игры, которые способствуют процессу коммуникации между авторами текстов и аудиторией.

Степень разработанности темы. Интерес исследователей к языковой игре как явлению лингвистики обусловил изучение способов её реализации в различных видах дискурса. Прежде всего, игра зачастую используется в разговорной речи. Проблемам реализации приёмов языковой игры в разговорном дискурсе посвящены работы Е.А. Земской, М.В. Китайгородской, Н.Н. Розановой1.

Современная действительность обеспечивает интерес исследователей к языку средств массовой информации. В заголовках и текстах газет, в языке телевидения и Интернет-пространства можно обнаружить многочисленные примеры языковой игры. Исследованию этого дискурса посвящены работы Л.В. Лисоченко и О.В. Лисоченко2, С.В. Ильясовой и Л.П. Амири3.

Ещё в конце ХХ века система средств массовой информации стала эффективным механизмом воздействия на массовое сознание, средством идеологизации и манипуляции. Медиатеории, возникшие тогда, базировались на изучении принципов воздействия на аудиторию. Исследования глобальных информационных процессов в отечественной




    Земская Е.А., Китайгородская М.В., Розанова H.H. Языковая игра // Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. - М., 1983.

    Лисоченко Л.В., Лисоченко О.В. Языковая игра на газетной полосе (в свете металингвистики и теории коммуникации) // Эстетика и поэтика языкового творчества. – Таганрог, 2000.

    Ильясова С.В., Амири Л.П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы. – М.: Флинта: Наука, 2013.
 

4
 
науке проводились с точки зрения коммуникативного подхода (Я. Н. Засурский, И. Р Гальперин), а также с точки зрения манипулятивной теории массово-коммуникационных процессов (С. Г. Кара-Мурза, Е. Л. Доценко, И. А. Стернин).

Актуальность исследования обусловлена пристальным вниманием к изучению лингвистических особенностей в медиатекстах со стороны отечественных и зарубежных ученых; стремительным развитием медиа и широтой границ в использовании лингвистических возможностей в медиа.

Объект исследования – языковая игра как средство реализации стратегии массовой манипуляции.

Предмет исследования – эффективность использования языковой игры как средства реализации стратегии манипуляции в современных СМИ.

Цель настоящего исследования – проанализировать примеры использования языковой игры в качестве средства манипуляции в современных СМИ.

Достижение цели связано с решением задач:

    Проанализировать современное понимание языковой игры в отечественной лингвистике.

    Охарактеризовать функциональные особенности языковой игры в СМИ.

    Описать понятие манипуляции массовым сознанием.

    Изучить манипулятивные стратегии средств массовой информации.

    Исследовать примеры реализации языковой игры в СМИ.

    Проанализировать степень влияния средств массовой информации на аудиторию.

    настоящей работе использованы следующие методы: анализ академических публикаций, анализ подходов к классификации приемов
 

5
 
языковой игры, качественно-количественный анализ (контент-анализ) газетных материалов по выявлению приемов языковой игры, онлайновый опрос, анализ статистических данных.

Гипотеза исследования: языковая игра используется в СМИ как инструмент для манипуляции аудиторий как в массовых изданиях, так и в деловых.

Теоретическая база представлена работами следующих авторов:

Е.А. Земская, Т.А. Гридина, В.И. Шаховский, В.З. Санников, Л. Витгенштейн, Н.Д. Арутюнова, В.Г. Стрельчук исследовали понятие языковой игры и ее особенностей в зависимости от выбранного дискурса.

С.Г. Кара-Мурза, В.В. Кихтан, С.А. Зелинский, Е.Л. Доценко занимались исследованиями, связанными с определением характера манипуляций, в том числе общественным сознанием аудитории СМИ.

Эмпирическая база работы состоит из материалов СМИ, в частности изданий «Ведомости» и «Комсомольская правда», а также данные анкетного опроса.

Научная новизна работы заключается в первичном исследовании феномена языковой игры на материалах конкретных СМИ с целью определить степень влияния такого лингвистического приема на массовое сознание, а также в попытке определить целесообразность использования языковой игры в журналистских текстах как инструмента манипуляции аудиторией.

Теоретическая значимость исследования: в данном исследовании автором была предложена рабочая классификация приемов языковой игры

    газетных материалах. Она построена на критическом анализе подходов к классификации приемов языковой игры, разработанных другими авторами.

Такая классификация операциональна по определению и хорошо подходит для подобных исследований в отношении газетных материалов.

Практическая значимость исследования обусловлена полученными результатами. То есть, понимание целесообразности
 

6
 
использования лингвистических приемов, в частности языковой игры, как

    массовых, так и в деловых изданиях, а также понимание особенностей их восприятия, может помочь журналистам, авторам газетных материалов,

при выборе стиля изложения текста.

Структура исследования представлена введением, тремя главами, заключением и приложением.

 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    • Н.Д. Аномалии и язык (К проблемам языковой картины мира) // Вопросы языкознания, 1987, № 3. - С. 3 -20.
    • М. М. Литературно-критические статьи. – М.: Художественная литература, 1986 – 543 с.
    • Э. Игры, в которые играют люди. – М., «Эксмо», 2013 –
352 с.
    • Э. Люди, которые играют в игры. – М., «Эксмо», 2008 –
576 с.
    • Е. Л. Медиасистема России. Учебное пособие. – М.: Аспект-пресс, 2017. – 384 с.
    • Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – 335 с.
    • Л. Философские исследования // Витгенштейн Л.: Избр. философские работы. - М.: Гнозис, 1994. Ч. 1.
    • И.Р. Текст как объект лингвистического исследования — М.: КомКнига, 2007. — 144 с
    • О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. – М.: Инфра-М, 2007 – 272 с.
    • Т.А. Языковая игра как лингвокреативная деятельность. – Екатеринбург, 2002. – С. 26-27.
    • Т.А. Языковая игра: современное состояние вопроса // Studia Linguistica, 2012, Вып. 6. – С. 88-92.
    • Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ
    • Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы
  • – М., 1997.
 
69
 
    • О.С., Кириллова О.А. ФЕНОМЕН ЯЗЫКОВОЙ ИГРЫ
  • КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - С. 159-165.
    • Е.Е. Логические ошибки и паралогические приемы манипуляции в сми (на материале текстов новостного портала lenta. Ru) //
Экология языка и коммуникативная практика. – 2016. - С. 188-197.
  • речи. Вып. 2. Сборник научных статей. - Саратов: Изд-
во Государственного учебно-научного центра «Колледж», 1999. — 300 с.
    • Е.А., Рацибурская Л.В. Современная украинская действительность в новообразованиях российских массмедиа // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2015. - С. 397-401.
    • Я.Н. Система средств массовой информации России.
– М., 2010.
    • О.В. Манипулятивные особенности политического дискурса в англоязычных сми // Вестник Волжского университета им. В.Н.
Татищева. - 2018. - С. 23-30.
  •   С.  А.  Манипуляция  массами  и  психоанализ.
Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психологических методик. – СПб.: Издательско-торговый дом «Скифия», 2008 – 248 с
  • Е.А., Китайгородская М.В., Розанова H.H. Языковая игра // Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. -
М., 1983. - С. 172-214.
  • И.П. Прецедентные феномены в заголовках российской и британской прессы: 2005-2009 гг.: дисс. канд. филол. наук. -
Екатеринбург, 2010. – 239 с.
  • С. В. Об  одном модном приеме языковой игры //
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2011. - С. 107-111.
 
70
 
  • С. В. Языковая игра: словообразовательная, графическая, орфографическая (на материале текстов современных российских СМИ) // Медиалингвистика. 2015. № 1 (6). С. 91–100.
  • С.В. Игровые способы и приемы выражения социальной оценочности в языке современных российских сми // Политическая лингвистика. – 2014. – С. 243-247.
  • С.В. От коллажа до эпатажа: к оценке словотворчества в языке современных российских сми // Экология языка и коммуникативная практика. – 2016.
  • С.В., Амири Л.П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы. – М.: Флинта: Наука, 2013. - 294 с.
  •   С.Г. Манипуляция  сознанием.  -  М.:  Алгоритм,
2015. – 447 с.
    • М. И. Методы манипуляции массовым сознанием /
  • Каюмова // Актуальные проблемы филологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар :
Новация,                 2016.                 —                  С.                  141-143.                 —                  URL:
https://moluch.ru/conf/phil/archive/177/9703/ (дата обращения: 11.04.2020).
  • Н.А., Жаркова Е.С. Прецедентные феномены в газетных сми малого и большого города // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2017. - С. 88-90.
  • В.В. Исследование процессов манипулирования массовым сознанием в современных средствах массовой информации // Вестник ВуиТ, 2018, № 2, том 2. – С. 221-227.
  • В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций.- М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. - 284 с.
  • М.В. классификация приемов языковой игры // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ
 
71
 
НАУКИ: сб. ст. по мат. LXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(63).
URL: https://sibac.info/archive/guman/3(63).pdf (дата обращения: 10.04.2020)
    • Е.И. Феномен языковой игры в сми // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. - 2005. - С. 165-168.
    • Е.И. Феномен языковой игры в СМИ // Вестник ВолГУ. Серия 2: Языкознание, 2005, Вып. 4. – С. 165-168.
    • энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 658 с.
    • Л.В., Лисоченко О.В. Языковая игра на газетной полосе (в свете металингвистики и теории коммуникации) // Эстетика и поэтика языкового творчества. – Таганрог, 2000. – С. 128-140.
    • О.И. Особенности языковой игры в массмедийном политическом дискурсе // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: лингвистика креатива. - 2015. - С. 99-104.
    • А.Д. Языковая игра на основе фразеологизмов и прецедентных текстов в заголовках современных газет // Вестник Московского государственного университета печати. - 2013. - С. 153-157.
    • Б. Ю. Субъект говорения : автор и соавтор // Русский язык на рубеже тысячелетий. СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2001. С. 138–150.
    • М.Ю. Основы функциональной лингвистики: дискурсивный аспект. - Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2006. — 146 с.
    • Е. В. Неавторизованная информация в современной коммуникативной среде: речеведческий аспект : автореф. дис. ... докт. филол. наук, Красноярск, 2010. 45 с. Седов К. Ф. Дискурс как суггестия. М.
  • 2011. 336 с.
    • Е.М Использование манипулятивных методов в текстах интернет-изданий // Управленческое консультирование. - 2018. - С. 78-83.
 
72

45. Пыстина О.В. Функционирование языковой игры в региональных молодежных сми // Журналистский ежегодник. - 2015. - С. 137-141.
    • О.В. Языковая игра в коммуникативном пространстве
  • (на материале региональных сетевых сми) // Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. – 2019. - С. 231-239.
    • О.В. Языковая игра как прием в заголовочных комплексах региональных изданий // Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. - 2014. - С. 203-212.
    • Л. В. Медийные новообразования в отражении актуальных политических событий // Проблемы речевой коммуникации. - 2015. - С. 37-45.
    • Л.В Сложные новообразования как игровая составляющая современных медиатекстов // Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения
. - 2016. - С. 205-212.
    • Л.В. Изучение языковой специфики медийных текстов при подготовке филологов и журналистов // Российский гуманитарный журнал. - 2015. - С. 160-164.
    • Л.С. Влияние СМИ на общественное сознание лингвистическими средствами: дисс. канд. филол. наук. – М., 2007. – 198 с.
    • В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. - М.: Языки славянской культуры, 2002. – 552 с.
    • А.А. Массовое сознание: сущность, структура, проблема манипуляции // Вестник БГУ, 2013, № 1. – С. 16-26.
    • О.П. Прецедентный заголовок в газетном дискурсе начала ххi века: традиции и новаторство // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2017.

Сколько стоит помощь с учебной работой?