ЯЗЫКОВАЯ ИГРА В СМИ КАК ПРИЁМ МАНИПУЛЯЦИИ АУДИТОРИЕЙ
Описание работы
Работа пользователя Vseznayka1995
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «ЯЗЫКОВАЯ ИГРА В СМИ КАК ПРИЁМ МАНИПУЛЯЦИИ АУДИТОРИЕЙ»
Оригинальность работы 90%
ВВЕДЕНИЕ
Темой настоящего исследования является языковая игра как способ манипуляции аудиторией современных средств массовой информации (СМИ). В связи с этим возникает необходимость уточнить основные понятия, используемые в настоящей работе.
Понятие игры вообще значимо для современной культуры. Игрой называют совершенно разные, мало схожие между собой явления. Этот термин применяется в культурологии, философии, психологии, педагогике.
аспекте социальных наук игра рассматривается как необходимый элемент социализации личности, как символ, модель поведения.
Особого внимания заслуживает один из видов игры – языковая
игра. Понятие, введённое Л. Витгенштейном1, в современной науке рассматривается с двух сторон. Первое толкование рассматривает языковую игру в широком смысле, как любой вид деятельности, связанный с речью.
Второе толкование получило признание в лингвистике. С этой точки зрения языковая игра рассматривается как «особый вид речевой
деятельности, связанный с нарушением языковых норм»2.
Долгое время языковая игра была прерогативой исключительно художественного литературного дискурса, и в этом качестве рассматривалась только как принадлежность авторского стиля. Но в конце ХХ века приёмы языковой игры стали обнаруживаться в языке средств массовой информации, рекламе, общественно-политическом дискурсе.
Подобные примеры, свидетельствующие о демократизации языковых процессов, привлекли внимание лингвистов. Языковая игра стала рассматриваться как самостоятельный приём, использование которого
Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л.: Избр. философские работы. - М.: Гнозис,
1994. Ч. 1.
Дедушкина Т.А. Языковая игра: современное состояние вопроса // Studia Linguistica, 2012, Вып. 6. – с. 88.
3
ведёт к определённой цели, а также как характеристика языковой личности.
настоящее время языковая игра как способ репрезентации языковой личности рассматривается, как правило, на примере художественных произведений, в аспекте исследований проявлений языковой личности автора. На примере медийного дискурса проводятся исследования функциональных особенностей языковой игры, которые способствуют процессу коммуникации между авторами текстов и аудиторией.
Степень разработанности темы. Интерес исследователей к языковой игре как явлению лингвистики обусловил изучение способов её реализации в различных видах дискурса. Прежде всего, игра зачастую используется в разговорной речи. Проблемам реализации приёмов языковой игры в разговорном дискурсе посвящены работы Е.А. Земской, М.В. Китайгородской, Н.Н. Розановой1.
Современная действительность обеспечивает интерес исследователей к языку средств массовой информации. В заголовках и текстах газет, в языке телевидения и Интернет-пространства можно обнаружить многочисленные примеры языковой игры. Исследованию этого дискурса посвящены работы Л.В. Лисоченко и О.В. Лисоченко2, С.В. Ильясовой и Л.П. Амири3.
Ещё в конце ХХ века система средств массовой информации стала эффективным механизмом воздействия на массовое сознание, средством идеологизации и манипуляции. Медиатеории, возникшие тогда, базировались на изучении принципов воздействия на аудиторию. Исследования глобальных информационных процессов в отечественной
Земская Е.А., Китайгородская М.В., Розанова H.H. Языковая игра // Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. - М., 1983.
Лисоченко Л.В., Лисоченко О.В. Языковая игра на газетной полосе (в свете металингвистики и теории коммуникации) // Эстетика и поэтика языкового творчества. – Таганрог, 2000.
Ильясова С.В., Амири Л.П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы. – М.: Флинта: Наука, 2013.
4
науке проводились с точки зрения коммуникативного подхода (Я. Н. Засурский, И. Р Гальперин), а также с точки зрения манипулятивной теории массово-коммуникационных процессов (С. Г. Кара-Мурза, Е. Л. Доценко, И. А. Стернин).
Актуальность исследования обусловлена пристальным вниманием к изучению лингвистических особенностей в медиатекстах со стороны отечественных и зарубежных ученых; стремительным развитием медиа и широтой границ в использовании лингвистических возможностей в медиа.
Объект исследования – языковая игра как средство реализации стратегии массовой манипуляции.
Предмет исследования – эффективность использования языковой игры как средства реализации стратегии манипуляции в современных СМИ.
Цель настоящего исследования – проанализировать примеры использования языковой игры в качестве средства манипуляции в современных СМИ.
Достижение цели связано с решением задач:
Проанализировать современное понимание языковой игры в отечественной лингвистике.
Охарактеризовать функциональные особенности языковой игры в СМИ.
Описать понятие манипуляции массовым сознанием.
Изучить манипулятивные стратегии средств массовой информации.
Исследовать примеры реализации языковой игры в СМИ.
Проанализировать степень влияния средств массовой информации на аудиторию.
настоящей работе использованы следующие методы: анализ академических публикаций, анализ подходов к классификации приемов
5
языковой игры, качественно-количественный анализ (контент-анализ) газетных материалов по выявлению приемов языковой игры, онлайновый опрос, анализ статистических данных.
Гипотеза исследования: языковая игра используется в СМИ как инструмент для манипуляции аудиторий как в массовых изданиях, так и в деловых.
Теоретическая база представлена работами следующих авторов:
Е.А. Земская, Т.А. Гридина, В.И. Шаховский, В.З. Санников, Л. Витгенштейн, Н.Д. Арутюнова, В.Г. Стрельчук исследовали понятие языковой игры и ее особенностей в зависимости от выбранного дискурса.
С.Г. Кара-Мурза, В.В. Кихтан, С.А. Зелинский, Е.Л. Доценко занимались исследованиями, связанными с определением характера манипуляций, в том числе общественным сознанием аудитории СМИ.
Эмпирическая база работы состоит из материалов СМИ, в частности изданий «Ведомости» и «Комсомольская правда», а также данные анкетного опроса.
Научная новизна работы заключается в первичном исследовании феномена языковой игры на материалах конкретных СМИ с целью определить степень влияния такого лингвистического приема на массовое сознание, а также в попытке определить целесообразность использования языковой игры в журналистских текстах как инструмента манипуляции аудиторией.
Теоретическая значимость исследования: в данном исследовании автором была предложена рабочая классификация приемов языковой игры
газетных материалах. Она построена на критическом анализе подходов к классификации приемов языковой игры, разработанных другими авторами.
Такая классификация операциональна по определению и хорошо подходит для подобных исследований в отношении газетных материалов.
Практическая значимость исследования обусловлена полученными результатами. То есть, понимание целесообразности
6
использования лингвистических приемов, в частности языковой игры, как
массовых, так и в деловых изданиях, а также понимание особенностей их восприятия, может помочь журналистам, авторам газетных материалов,
при выборе стиля изложения текста.
Структура исследования представлена введением, тремя главами, заключением и приложением.
https://moluch.ru/conf/phil/archive/177/9703/ (дата обращения: 11.04.2020).
45. Пыстина О.В. Функционирование языковой игры в региональных молодежных сми // Журналистский ежегодник. - 2015. - С. 137-141.
Оригинальность работы 90%
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………..…….………3
Глава 1. Языковая игра как часть манипулятивной стратегии в современных СМИ…………………………………………………………………………..…8
1.1. Языковая игра в современных лингвистических исследованиях………8
1.2. Функциональные особенности языковой игры в СМИ ………………..12
1.3. Классификация приемов языковой игры в СМИ………..……….……...17
1.4. Рабочая классификация приемов языковой игры ……………….……...21
Глава 2. Манипуляция в СМИ: ключевые аспекты…………………….…...26
2.1. Понятие манипуляции в СМИ ……………...…………………………...26
2.2. Стратегии манипуляции аудиторией СМИ………….…………………..29
Глава 3. Анализ использования языковой игры в качестве стратегии манипуляции в СМИ………...……………………………………………..…. 36
3.1. Реализация языковой игры на примере издания «Комсомольская правда»………………………...……………………………………………..… 36
3.2. Реализация языковой игры на примере издания «КоммерсантЪ»…...…48
3.3. Реализация языковой игры на примере издания «Ведомости»………...55
3.4. Степень влияния на аудиторию в зависимости от специфики издания..58 Заключение…………………………………………………………....………...66
Список использованной литературы…………….…………….………..…….69
Список проанализированных статей…….……………………………………76
Приложение……………………………………………………...……………..105
Введение …………………………………………………………..…….………3
Глава 1. Языковая игра как часть манипулятивной стратегии в современных СМИ…………………………………………………………………………..…8
1.1. Языковая игра в современных лингвистических исследованиях………8
1.2. Функциональные особенности языковой игры в СМИ ………………..12
1.3. Классификация приемов языковой игры в СМИ………..……….……...17
1.4. Рабочая классификация приемов языковой игры ……………….……...21
Глава 2. Манипуляция в СМИ: ключевые аспекты…………………….…...26
2.1. Понятие манипуляции в СМИ ……………...…………………………...26
2.2. Стратегии манипуляции аудиторией СМИ………….…………………..29
Глава 3. Анализ использования языковой игры в качестве стратегии манипуляции в СМИ………...……………………………………………..…. 36
3.1. Реализация языковой игры на примере издания «Комсомольская правда»………………………...……………………………………………..… 36
3.2. Реализация языковой игры на примере издания «КоммерсантЪ»…...…48
3.3. Реализация языковой игры на примере издания «Ведомости»………...55
3.4. Степень влияния на аудиторию в зависимости от специфики издания..58 Заключение…………………………………………………………....………...66
Список использованной литературы…………….…………….………..…….69
Список проанализированных статей…….……………………………………76
Приложение……………………………………………………...……………..105
ВВЕДЕНИЕ
Темой настоящего исследования является языковая игра как способ манипуляции аудиторией современных средств массовой информации (СМИ). В связи с этим возникает необходимость уточнить основные понятия, используемые в настоящей работе.
Понятие игры вообще значимо для современной культуры. Игрой называют совершенно разные, мало схожие между собой явления. Этот термин применяется в культурологии, философии, психологии, педагогике.
аспекте социальных наук игра рассматривается как необходимый элемент социализации личности, как символ, модель поведения.
Особого внимания заслуживает один из видов игры – языковая
игра. Понятие, введённое Л. Витгенштейном1, в современной науке рассматривается с двух сторон. Первое толкование рассматривает языковую игру в широком смысле, как любой вид деятельности, связанный с речью.
Второе толкование получило признание в лингвистике. С этой точки зрения языковая игра рассматривается как «особый вид речевой
деятельности, связанный с нарушением языковых норм»2.
Долгое время языковая игра была прерогативой исключительно художественного литературного дискурса, и в этом качестве рассматривалась только как принадлежность авторского стиля. Но в конце ХХ века приёмы языковой игры стали обнаруживаться в языке средств массовой информации, рекламе, общественно-политическом дискурсе.
Подобные примеры, свидетельствующие о демократизации языковых процессов, привлекли внимание лингвистов. Языковая игра стала рассматриваться как самостоятельный приём, использование которого
Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л.: Избр. философские работы. - М.: Гнозис,
1994. Ч. 1.
Дедушкина Т.А. Языковая игра: современное состояние вопроса // Studia Linguistica, 2012, Вып. 6. – с. 88.
3
ведёт к определённой цели, а также как характеристика языковой личности.
настоящее время языковая игра как способ репрезентации языковой личности рассматривается, как правило, на примере художественных произведений, в аспекте исследований проявлений языковой личности автора. На примере медийного дискурса проводятся исследования функциональных особенностей языковой игры, которые способствуют процессу коммуникации между авторами текстов и аудиторией.
Степень разработанности темы. Интерес исследователей к языковой игре как явлению лингвистики обусловил изучение способов её реализации в различных видах дискурса. Прежде всего, игра зачастую используется в разговорной речи. Проблемам реализации приёмов языковой игры в разговорном дискурсе посвящены работы Е.А. Земской, М.В. Китайгородской, Н.Н. Розановой1.
Современная действительность обеспечивает интерес исследователей к языку средств массовой информации. В заголовках и текстах газет, в языке телевидения и Интернет-пространства можно обнаружить многочисленные примеры языковой игры. Исследованию этого дискурса посвящены работы Л.В. Лисоченко и О.В. Лисоченко2, С.В. Ильясовой и Л.П. Амири3.
Ещё в конце ХХ века система средств массовой информации стала эффективным механизмом воздействия на массовое сознание, средством идеологизации и манипуляции. Медиатеории, возникшие тогда, базировались на изучении принципов воздействия на аудиторию. Исследования глобальных информационных процессов в отечественной
Земская Е.А., Китайгородская М.В., Розанова H.H. Языковая игра // Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. - М., 1983.
Лисоченко Л.В., Лисоченко О.В. Языковая игра на газетной полосе (в свете металингвистики и теории коммуникации) // Эстетика и поэтика языкового творчества. – Таганрог, 2000.
Ильясова С.В., Амири Л.П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы. – М.: Флинта: Наука, 2013.
4
науке проводились с точки зрения коммуникативного подхода (Я. Н. Засурский, И. Р Гальперин), а также с точки зрения манипулятивной теории массово-коммуникационных процессов (С. Г. Кара-Мурза, Е. Л. Доценко, И. А. Стернин).
Актуальность исследования обусловлена пристальным вниманием к изучению лингвистических особенностей в медиатекстах со стороны отечественных и зарубежных ученых; стремительным развитием медиа и широтой границ в использовании лингвистических возможностей в медиа.
Объект исследования – языковая игра как средство реализации стратегии массовой манипуляции.
Предмет исследования – эффективность использования языковой игры как средства реализации стратегии манипуляции в современных СМИ.
Цель настоящего исследования – проанализировать примеры использования языковой игры в качестве средства манипуляции в современных СМИ.
Достижение цели связано с решением задач:
Проанализировать современное понимание языковой игры в отечественной лингвистике.
Охарактеризовать функциональные особенности языковой игры в СМИ.
Описать понятие манипуляции массовым сознанием.
Изучить манипулятивные стратегии средств массовой информации.
Исследовать примеры реализации языковой игры в СМИ.
Проанализировать степень влияния средств массовой информации на аудиторию.
настоящей работе использованы следующие методы: анализ академических публикаций, анализ подходов к классификации приемов
5
языковой игры, качественно-количественный анализ (контент-анализ) газетных материалов по выявлению приемов языковой игры, онлайновый опрос, анализ статистических данных.
Гипотеза исследования: языковая игра используется в СМИ как инструмент для манипуляции аудиторий как в массовых изданиях, так и в деловых.
Теоретическая база представлена работами следующих авторов:
Е.А. Земская, Т.А. Гридина, В.И. Шаховский, В.З. Санников, Л. Витгенштейн, Н.Д. Арутюнова, В.Г. Стрельчук исследовали понятие языковой игры и ее особенностей в зависимости от выбранного дискурса.
С.Г. Кара-Мурза, В.В. Кихтан, С.А. Зелинский, Е.Л. Доценко занимались исследованиями, связанными с определением характера манипуляций, в том числе общественным сознанием аудитории СМИ.
Эмпирическая база работы состоит из материалов СМИ, в частности изданий «Ведомости» и «Комсомольская правда», а также данные анкетного опроса.
Научная новизна работы заключается в первичном исследовании феномена языковой игры на материалах конкретных СМИ с целью определить степень влияния такого лингвистического приема на массовое сознание, а также в попытке определить целесообразность использования языковой игры в журналистских текстах как инструмента манипуляции аудиторией.
Теоретическая значимость исследования: в данном исследовании автором была предложена рабочая классификация приемов языковой игры
газетных материалах. Она построена на критическом анализе подходов к классификации приемов языковой игры, разработанных другими авторами.
Такая классификация операциональна по определению и хорошо подходит для подобных исследований в отношении газетных материалов.
Практическая значимость исследования обусловлена полученными результатами. То есть, понимание целесообразности
6
использования лингвистических приемов, в частности языковой игры, как
массовых, так и в деловых изданиях, а также понимание особенностей их восприятия, может помочь журналистам, авторам газетных материалов,
при выборе стиля изложения текста.
Структура исследования представлена введением, тремя главами, заключением и приложением.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
- Н.Д. Аномалии и язык (К проблемам языковой картины мира) // Вопросы языкознания, 1987, № 3. - С. 3 -20.
-
- М. М. Литературно-критические статьи. – М.: Художественная литература, 1986 – 543 с.
-
- Э. Игры, в которые играют люди. – М., «Эксмо», 2013 –
-
- Э. Люди, которые играют в игры. – М., «Эксмо», 2008 –
-
- Е. Л. Медиасистема России. Учебное пособие. – М.: Аспект-пресс, 2017. – 384 с.
-
- Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – 335 с.
-
- Л. Философские исследования // Витгенштейн Л.: Избр. философские работы. - М.: Гнозис, 1994. Ч. 1.
-
- И.Р. Текст как объект лингвистического исследования — М.: КомКнига, 2007. — 144 с
-
- О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. – М.: Инфра-М, 2007 – 272 с.
-
- Т.А. Языковая игра как лингвокреативная деятельность. – Екатеринбург, 2002. – С. 26-27.
-
- Т.А. Языковая игра: современное состояние вопроса // Studia Linguistica, 2012, Вып. 6. – С. 88-92.
-
- Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ
-
- Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы
- – М., 1997.
69
-
- О.С., Кириллова О.А. ФЕНОМЕН ЯЗЫКОВОЙ ИГРЫ
- КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - С. 159-165.
-
- Е.Е. Логические ошибки и паралогические приемы манипуляции в сми (на материале текстов новостного портала lenta. Ru) //
- речи. Вып. 2. Сборник научных статей. - Саратов: Изд-
-
- Е.А., Рацибурская Л.В. Современная украинская действительность в новообразованиях российских массмедиа // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2015. - С. 397-401.
-
- Я.Н. Система средств массовой информации России.
-
- О.В. Манипулятивные особенности политического дискурса в англоязычных сми // Вестник Волжского университета им. В.Н.
- С. А. Манипуляция массами и психоанализ.
- Е.А., Китайгородская М.В., Розанова H.H. Языковая игра // Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. -
- И.П. Прецедентные феномены в заголовках российской и британской прессы: 2005-2009 гг.: дисс. канд. филол. наук. -
- С. В. Об одном модном приеме языковой игры //
70
- С. В. Языковая игра: словообразовательная, графическая, орфографическая (на материале текстов современных российских СМИ) // Медиалингвистика. 2015. № 1 (6). С. 91–100.
- С.В. Игровые способы и приемы выражения социальной оценочности в языке современных российских сми // Политическая лингвистика. – 2014. – С. 243-247.
- С.В. От коллажа до эпатажа: к оценке словотворчества в языке современных российских сми // Экология языка и коммуникативная практика. – 2016.
- С.В., Амири Л.П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы. – М.: Флинта: Наука, 2013. - 294 с.
- С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: Алгоритм,
-
- М. И. Методы манипуляции массовым сознанием /
- Каюмова // Актуальные проблемы филологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар :
https://moluch.ru/conf/phil/archive/177/9703/ (дата обращения: 11.04.2020).
- Н.А., Жаркова Е.С. Прецедентные феномены в газетных сми малого и большого города // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2017. - С. 88-90.
- В.В. Исследование процессов манипулирования массовым сознанием в современных средствах массовой информации // Вестник ВуиТ, 2018, № 2, том 2. – С. 221-227.
- В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций.- М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. - 284 с.
- М.В. классификация приемов языковой игры // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ
71
НАУКИ: сб. ст. по мат. LXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(63).
URL: https://sibac.info/archive/guman/3(63).pdf (дата обращения: 10.04.2020)
URL: https://sibac.info/archive/guman/3(63).pdf (дата обращения: 10.04.2020)
-
- Е.И. Феномен языковой игры в сми // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. - 2005. - С. 165-168.
-
- Е.И. Феномен языковой игры в СМИ // Вестник ВолГУ. Серия 2: Языкознание, 2005, Вып. 4. – С. 165-168.
-
- энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 658 с.
-
- Л.В., Лисоченко О.В. Языковая игра на газетной полосе (в свете металингвистики и теории коммуникации) // Эстетика и поэтика языкового творчества. – Таганрог, 2000. – С. 128-140.
-
- О.И. Особенности языковой игры в массмедийном политическом дискурсе // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: лингвистика креатива. - 2015. - С. 99-104.
-
- А.Д. Языковая игра на основе фразеологизмов и прецедентных текстов в заголовках современных газет // Вестник Московского государственного университета печати. - 2013. - С. 153-157.
-
- Б. Ю. Субъект говорения : автор и соавтор // Русский язык на рубеже тысячелетий. СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2001. С. 138–150.
-
- М.Ю. Основы функциональной лингвистики: дискурсивный аспект. - Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2006. — 146 с.
-
- Е. В. Неавторизованная информация в современной коммуникативной среде: речеведческий аспект : автореф. дис. ... докт. филол. наук, Красноярск, 2010. 45 с. Седов К. Ф. Дискурс как суггестия. М.
- 2011. 336 с.
-
- Е.М Использование манипулятивных методов в текстах интернет-изданий // Управленческое консультирование. - 2018. - С. 78-83.
72
45. Пыстина О.В. Функционирование языковой игры в региональных молодежных сми // Журналистский ежегодник. - 2015. - С. 137-141.
-
- О.В. Языковая игра в коммуникативном пространстве
- (на материале региональных сетевых сми) // Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. – 2019. - С. 231-239.
-
- О.В. Языковая игра как прием в заголовочных комплексах региональных изданий // Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. - 2014. - С. 203-212.
-
- Л. В. Медийные новообразования в отражении актуальных политических событий // Проблемы речевой коммуникации. - 2015. - С. 37-45.
-
- Л.В Сложные новообразования как игровая составляющая современных медиатекстов // Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения
-
- Л.В. Изучение языковой специфики медийных текстов при подготовке филологов и журналистов // Российский гуманитарный журнал. - 2015. - С. 160-164.
-
- Л.С. Влияние СМИ на общественное сознание лингвистическими средствами: дисс. канд. филол. наук. – М., 2007. – 198 с.
-
- В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. - М.: Языки славянской культуры, 2002. – 552 с.
-
- А.А. Массовое сознание: сущность, структура, проблема манипуляции // Вестник БГУ, 2013, № 1. – С. 16-26.
-
- О.П. Прецедентный заголовок в газетном дискурсе начала ххi века: традиции и новаторство // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2017.