Курсар - служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

Языковые особенности эмотивной лексики и её лингводидактический потенциал

Стоимость
7000 руб.
Содержание
Теория + Практика
Объем
57 лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Dinakerimova
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения эмотивной лексики. 6
1.1 Уточнение термина «эмотивная лексика». 6
1.2 Обзор работ по эмотивной лексике в отечественном языкознании. 14
1.3 Об особенностях изучения лексики на уроках русского языка. 17
Глава 2. Анализ языковых особенностей эмотивной лексики на примере циклов С. Есенина «Москва кабацкая» и «Любовь хулигана». 22
2.1 Лексические и морфологические особенности эмотивной лексики. 22
2.2 Парадигматические отношения эмотивных лексических единиц. 38
2.3 Синтагматические отношения эмотивных лексических единиц. 42
2.4 Этнокультурные и дискурсивные особенности эмотивной лексики. 45
2.5 Лингводидактический потенциал эмотивной лексики. 47
Заключение. 51
Список использованной и цитируемой литературы.. 53

Введение
Соотношение языковых единиц и выражаемых человеком эмоций уже давно интересует отечественных и зарубежных лингвистов. С середины 50-х годов прошлого века стали появляться первые работы о способах отражения эмоций в речи. Наибольшее количество научных работ по данной проблеме наблюдается в последние десятилетия (Вилюнас, 1976; Додонов, 1987; Буряков, 1979), а направление, изучающее вопрос о классификации эмоций и способах их выражения, обозначается термином «лингвистика эмоций».
Слова, описывающие сильное проявление чувств, определяются в современной научной литературе как «эмотивная лексика». Для такой лексики характерно значение эмоциональности. Эмотивная лексика играет важнейшую роль в человеческой жизни. На протяжении всей своей жизни человек испытывает разные эмоции, они сопровождают его во время общения, рефлекции, размышления: мы радуемся, разочаровываемся, смеемся, ненавидим и любим. На сегодняшний день эмоция становится одним из видов коммуникации, а эмотивная коммуникация приобретает все большую значимость в современном мире. Отношение человека к жизни, к другим членам общества пронизано эмоциями. Безэмоциональное современное общение практически невозможно, а роль эмоций в современном мире все возрастает. Об этом пишут социологи, психологи и лингвисты (Лебедева, 1991; Брагина, 1994; Феoктистова, 1994; Апресян, 1995; Добровольский, 1996; Покровская, 1996; Шаховский, 1983).
В настоящее время эмотивная лексика все больше и больше используется в текстах различных функциональных стилей, проникает в общественно-политический стиль речи и в бытовое общение. Эти факты убеждают современного исследователя в необходимости более глубокого и детального изучения вопроса на материале художественной литературы. Это позволит сделать срез использования эмотивной лексики в сознании человека. Этим определяется актуальность нашего исследования.
Объектом исследования является эмотивная лексика в циклах стихотворений Сергея Есенина «Москва кабацкая» и «Любовь хулигана».
В качестве материала исследования мы выбрали именно эти два цикла, поскольку в них поэт передает различные переживания, связанные с чувством любви: радость встречи, тоска разлуки, любовные порывы, грусть сомнений, отчаяние. Уже в ранней лирике поэта богатая образность и разнообразные интонации служили воспеванию красоты светлых чувств.
Анализируемые циклы стихотворений поэта изучались исследователями с разных позиций. Литературоведы рассматривали «Москву кабацкую» с точки зрения символики цвета (Л.Л. Бельская); анализировались революционные мотивы, звучащие в «Москве кабацкой» (П.К. Чекалов); характеризовались философские смыслы, художественно воплощённые в этом поэтическом тексте (М.А. Петрова). Но, несмотря на пристальное внимание учёных к названным циклам С.А. Есенина, вопрос об особенностях эмотивной лексики в данных стихотворениях еще не изучался исследователями.
Предметом исследования являются языковые особенности эмотивной лексики и ее лингводидактический потенциал.
Цель работы – провести анализ эмотивной лексики в художественном тексте (на материале циклов стихотворений Сергея Есенина «Москва кабацкая» и «Любовь хулигана»).
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Описание теоретической базы исследования. Определение понятия «эмотивная лексика» в современной лингвистической литературе.
2. Представление основополагающих лингвистических трудов по заданной теме.
3. Описание особенностей изучения эмотивной лексики на уроках русского языка.
4. Отбор материала для исследования: выделение методом сплошной выборки в циклах стихотворений Сергея Есенина «Москва кабацкая» и «Любовь хулигана» контекстов, содержащих эмотивную лексику.
5. Выявление и характеристика языковых особенностей эмотивной лексики в выделенных контекстах.
6. Анализ лингводидактического потенциала эмотивной лексики в циклах стихотворений Сергея Есенина «Москва кабацкая» и «Любовь хулигана».
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые на материале классического поэтического текста, отражающего внутреннее состояние человека, выявляется специфика языковых особенностей эмотивной лексики в художественном тексте.
Основными методами исследования являются: описательный метод, метод сплошной выборки материала, а также метод композиционного анализа.
На современном этапе развития языка вопросы языковых особенностей эмотивной лексики затрагиваются во многих работах, отражающих различные взгляды исследователей на вопросы теории (например, разграничение терминов «лексика эмоций», «эмоциональная лексика» и «эмотивная лексика») и решение практических задач (изучение эмотивной лексики на уроках русского языка), в том числе исследования, посвященные анализу эмотивной лексики в различных типах дискурсов. Определенный интерес представляют труды И.Г. Торсуевой, Н.Г. Бабенко, В.И. Шаховского и др.
Значимость работы заключается в рассмотрении и обобщении некоторых проблем изучения эмотивной лексики, в выявлении ее языковых особенностей на материале художественного текста и описании лингводидактического потенциала эмотивной лексики.

Сколько стоит помощь с учебной работой?