Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

ЗАГАДКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Стоимость
500 руб.
Содержание
Теория + Практика
Объем
82 стр лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Natali89
Введение
Культура речи является важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры людей. Соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания, грамматически правильно, логично, точно, используя выразительные и образные языковые средства - вот критерии культуры речи.
Накопленная веками сокровищница народного языка богата меткими изречениями, образными словами и словосочетаниями, пословицами, поговорками, фразеологизмами. Обогащенная этими языковыми средствами, речь любого человека становится выразительной, яркой, живой. Однако добиться этого можно только при условии, если воспитывать интерес к языковому богатству, развивать умение использовать в своей речи разнообразные выразительные средства с первых лет жизни [17, с. 12].
Важнейшими источниками выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, скороговорки, загадки).
Исследования психологов и педагогов (О.С. Ушакова,, Н.В. Гавриш, О.Н.Сомкова, Ю.Г. Илларионова и др.) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности. В то же время ученые отмечают существующее несоответствие между способностью детей к восприятию образного строя литературных и фольклорных произведений и умением образно выражать свои мысли, впечатления, переживания в собственных сочинениях.
Среди выразительных средств языка определенное место занимают загадки, в самом значении которых заложены предпосылки образности и эмоциональности. Для загадки характерны богатые и разнообразные изобразительно-выразительные средства (метафора, олицетворение, эпитеты, сравнение; разнообразная рифма, разнообразный ритмический рисунок; богатая и разнообразная звукопись). Все это делает загадку ценнейшим языковым материалом [3, с.17].
 Актуальность исследования заключается в том, что в современной системе дошкольного образования определены и подробно описаны различные направления работы по формированию у дошкольников связной речи, расширению и обогащению их словаря выразительными языковыми средствами с помощью таких средств как стихотворение, сказка, чтение художественного произведения и т.д. Загадке, как средству развития образной речи в литературе уделено незначительное место. Кроме того, педагоги дошкольных учреждений затрудняются в правильном применении загадки при обучении детей, так как испытывают недостаток в разработанном практическом материале. Наблюдения показывают, что на практике педагоги мало используют загадки для развития образности речи дошкольников.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выявить противоречие между целесообразностью процесса развития образности речи старших дошкольников на материале загадок и недостаточностью методической разработанности данного вопроса.
Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: как использование загадок влияет на развитии образной речи воспитанников старшего дошкольного возраста.
Исходя из выявленных проблемы, мы определили цель исследования: теоретическое и практическое исследование влияния загадки на развитие образной речи воспитанников старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития образной речи воспитанников старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование загадок в развитии образной речи воспитанников старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
  1. Раскрыть теоретические основы загадки как средства развития образной речи воспитанников старшего дошкольного возраста.
  2. Определить уровень развития образной речи воспитанников старшего дошкольного возраста.
  3. Разработать и апробировать систему мероприятий, способствующих развитию образности речи старших дошкольников на материале загадок.
  4. Проследить динамику изменения уровня сформированности образной речи воспитанников в процессе исследовательской работы.
В работе нами использовались следующие теоретические методы исследования: теоретический анализ ведущих понятий темы, обобщение и систематизация научно – теоретических данных; практические методы: тестирование, метод изучения и обобщения педагогического опыта, метод анализа и обработки результатов, эксперимент.
Теоретико-методологическую базу исследования составили: теории развития образной речи дошкольников (О.С. Ушакова, С.Л. Рубинштейн, М.М. Алексеева, А.М. Бородич др.), идеи использования загадок в развитии речи детей дошкольного возрасти (Ю.Г. Илларионова, В.И. Чичеров, В.П. Аникин).
Практической базой исследования послужил МБДОУ детский сад общеразвивающего вида "Малыш" г. Данилова Ярославской области (старшая группа «Ромашка», 20 воспитанников).
Теоретическая значимость исследования:
 1. определена сущность понятия «образная речь» и особенности её развития у воспитанников старшего дошкольного возраста;
2. раскрыты теоретические основы загадки как средства развития образной речи воспитанников старшего дошкольного возраста;
Практическая значимость исследования:
  1. разработана система мероприятий, способствующих развитию образности речи старших дошкольников на материале загадок.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка на расчет