Курсар - служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

Жизненные ориентации и самореализация взрослого человека

Стоимость
330 руб.
Содержание
Теория+Практика
Объем
30 лист.
Год написания
2020

Описание работы


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ    3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВЗРОСЛЫХ    7

1.1 Теоретические подходы к определению понятий ценностей    7

1.2. Аспекты ценностно-смысловой сферы личности    12

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПРИ ПЕРЕЖИВАНИИ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ ВО ВЗРОСЛОМ ВОЗРАСТЕ    16

2.1 Задачи и организация эмпирического исследования    16

2.2 Результаты исследования    17

2.2 Обсуждение полученных результатов    22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    27

БАБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК    29

ВВЕДЕНИЕ

 

Личность в течение всех этапов своего развития, формирования и становления, постоянно оценивает окружающий мир, явления социальной реальности, факты собственной жизни по их значимости. 

Специфика человеческого бытия, в первую очередь, состоит в ценностном отношении к миру. 

Но кроме ценностей, которые удовлетворяют материальные и духовные нужды, мы акцентируем внимание на психических ценностях, которые удовлетворяют соответствующие нужды. 

Так, переживание радости, счастье, душевного комфорта, к которым человек стремится и которые ценит - они являются душевными, а не духовными ценностями. 

Именно здесь мы можем говорить о вчувствовании к своему внутреннему миру, участию в своей жизни, о эмпатии не только к окружающим. 

Изучение роли эмпатии в структуре жизненных ценностей личности имеет большое значение для правильного понимания особенностей  профессионального развития студентов.

Феномен эмпатии длительное время является предметом психологии и вызывает интерес в научном мире, но данный феномен не стал предметомвсестороннего и глубокого исследования связи с жизненными ценностями. 

Эмпатия является социально-психологическим механизмом взаимопонимания в процессе общения людей. Данный феномен подробно изучен в работах отечественных исследователей: М.А. Абалакиной, В.С. Агеевом, Г.М. Андреевой, В.В. Знаковым, Р.Х. Шакуровым, Т. Шибутани и др.

В данном исследовании мы придерживались понимании феномена эмпатиикак процесса эмоционального отклика одной личности на переживания другой, проявляющийся в понимании партнера по общению, сочувствии исопереживании, а также активной поддержке и оказании помощи [19].

Изучение жизненных ценностей в зависимости от уровня эмпатии имеет большое значение для правильного понимания особенностей развития личности. Молодежь сегодня является стратегическим ресурсом и главнымкапитаном общества, который несет в себе культуру будущей России.

Понятие «ценность», формирующее человека с ранних лет жизни, является основным приоритетом в выборе образа жизни и определяет в целом его мироощущение и воззрения. 

В отечественных исследованиях проблема ценностей рассматривается в разных дисциплинах: философии, социологии, психологии (В.Г. Алексеева, В.Е. Семенов, Б.С. Алишев, В.Г. Асeев, Е.М, В.С. Мухина, Е.П. Бeлинская, Ф.Е. Вaсилюк, Л.И. Анцыфeрова,  Б.И. Дoдонов, Г.М. Андрeева, Б.Д. Пaрыгин, М.Р. Рогов, С.Н. Сайко, А.В. Серый, Л.М. Смирнов, Яницкий, А.Г. Асмoлов и др.). 

Принятое определение данного понятия гласит: «Ценность – это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений, критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях» [11, с. 68].

Отсюда следует, что ключевым фактором, определяющим понятие «ценность» является принадлежность человека к социуму. Таким образом, на формирование и выбор ценностных ориентаций общества влияет исторический аспект формирования данного общества. 

В нашей исследовательской работе мы отмечаем влияние исторического аспекта на восприятие ценностных различных поколений, а также прослеживаем специфику эмпатических проявлений так же, в зависимости от возраста человека и его опыта.    

Объект курсовой работы– ценности, жизненные ориентации.

Предмет – особенности жизненных ценностей у взрослых.

Цель работы: изучить жизненные ориентации и самореализацию взрослого человека.

Задачи исследования:

  1. 1.    Описать теоретические подходы к определению понятий ценностей.
  2. 2.    Рассмотреть аспекты ценностно-смысловой сферы личности.
  3. 3.    Охарактеризовать задачи и организация эмпирического исследования.
  4. 4.    Проанализировать задачи и организация эмпирического исследования
  5. 5.    Описать результаты исследования.

Гипотеза исследования: 

  1. 1.    Существует взаимосвязь между жизненными ценностями и способностями к эмпатии у взрослых.
  2. 2.    Переживание трудных жизненных ситуаций у взрослых имеет связь с жизненными ориентациями.

Методологическую основу настоящего исследования составили работы отечественных, выявляющие особенности содержания феномена эмпатических способностей (М.А. Абалакиной, В.С. Агеевом, Г.М. Андреевой, В.В. Знаковым) и ценностей личности (Б.Д. Пaрыгин, М.Р. Рогов, С.Н. Сайко, А.В. Серый).

Методологический аппарат исследования: 

  1. 1.    Методы теоретического анализа психологической литературы.
  2. 2.    Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Дж. Крамбо и Л. Махолика (адаптация Д.А. Леонтьева), шкала экзистенции А. Лэнгле, К. Орглер, тест «Смысл в страданиях» П. Старк, методика «Внутренняя и внешняя религиозные ориентации» Г. Оллпорта.

Практическая значимость работы: понимание того, как связаны ценности и уровень развитости их эмпатических способностей, может найти продолжение в исследованиях и разработках профилактических и коррекционных программ для образовательных учреждений, реабилитационных центров и т.п., помогающих повышать уровень эмпатии, развивать эмпатические каналы на этапах наиболее интенсивного развития ценностей, выстраивания иерархии, становление высоко культурной, духовной личности.

 

Сколько стоит помощь с учебной работой?