Звукоподражательные игры как средство формирования правильного произношения детей средней группы
Описание работы
Работа пользователя Likakonovalova
Оглавление
Введение…………………………………………………………….….....3
Глава 1. Теоретические основы формирования правильного произношения у детей средней группы через звукоподражательные игры...6
1.1. Теоретические подходы к формированию звуковой стороны речи детей дошкольного возраста…………………………………….....….……....6
1.2. Особенности произношения звуков детей средней группы….….14
1.3. Использование звукоподражательных игр в формировании правильного произношения детей средней группы………………….......…19
Глава 2. Проектирование содержания альбома звукоподражательных игр, направленных на формирование правильного произношения детей средней группы
2.1. Описание педагогической ситуации исследования......................22
2.2. Содержание альбома звукоподражательных игр, направленных на формирование правильного произношения детей средней группы........27
2.3. Анализ применения альбома звукоподражательных игр в условиях детского сада ОР-АВНЕР .............................................................37
Заключение...........................................................................................46
Список использованной литературы...................................................48
Приложение
Введение
Воспитание звуковой культуры – одна из важнейших задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения и является важнейшим средством человеческого общения, познания действительности.
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования речевое развитие включает задачу - развитие правильного звукопроизношения, фонематического слуха [1].
Изучением особенностей развития речи у детей дошкольного возраста занимались А.Н. Гвоздев, Л.Г. Розенгард-Пупко, А.Н. Леонтьев, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева и др.
Речевому общению ребёнка с взрослыми предшествует эмоциональное общение. Именно в эмоциональном общении закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.
Развитие звукопроизношения – это в первую очередь воспитание внимания к звуковой стороне речи [19, с.80]. Формируя произношение звуков, педагог учит детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, уметь удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять ошибки. Все эти задачи решаются в первую очередь путем осознания собственного произношения, отработки четкой артикуляции отдельных звуков.
Нужно отметить, что все недостатки речи, звукопроизношения необходимо удалять в дошкольном возрасте, пока они не стали постоянными, не стали причиной невозможности ребенка овладеть грамотой в условиях школы. Это утверждение определяет актуальность выбранной темы исследования.
Согласно ФГОС ДО, игровая деятельность входит в перечень видов деятельности детей дошкольного возраста [1].
Звукоподражания - это коротенькие простые для ребенка слова, они дают возможность тренироваться в осознанной речи [7].
Чтобы общение ребенка с взрослым не напоминало игру в «попугайчиков», важно помнить, что речь нужно активировать в практической деятельности ребёнка, в игре. При этом важен эмоциональный контакт, положительная мотивация, устойчивое внимание ребенка.
Возникает противоречие: между необходимостью формирования правильного произношения звуков детей средней группы и недостаточным использованием звукоподражательных игр, необходимых для создания положительной мотивации к освоению этой стороны речи в ДОУ ОР-АВНЕР.
Из противоречия вытекает проблема: какое содержание альбома звукоподражательных игр будет способствовать формированию правильного произношения детей средней группы?
Объект исследования: процесс формирования правильного произношения детей 4-5 лет
Предмет исследования: содержание альбома звукоподражательных игр, направленных на формирование правильного произношения детей средней группы.
Цель исследования: теоретическое обоснование и проектирование альбома звукоподражательных игр, направленных на формирование правильного произношения детей средней группы.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы к формированию звуковой стороны речи детей дошкольного возраста
2. Выделить особенности произношения звуков детей 4-5 лет.
3. Обобщить опыт использования звукоподражательных игр в формировании правильного произношения детей 4-5 лет
4. Описать педагогическую ситуацию исследования и подобрать содержание звукоподражательных игр для формирования правильного произношения детей 4-5 лет
5. Применить сборник звукоподражательных игр и проанализировать полученные результаты исследования.
Методы исследования: теоретические (анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы, обобщение, анализ) практические
(наблюдение, беседа с воспитателем, интерпретация результатов).
Введение…………………………………………………………….….....3
Глава 1. Теоретические основы формирования правильного произношения у детей средней группы через звукоподражательные игры...6
1.1. Теоретические подходы к формированию звуковой стороны речи детей дошкольного возраста…………………………………….....….……....6
1.2. Особенности произношения звуков детей средней группы….….14
1.3. Использование звукоподражательных игр в формировании правильного произношения детей средней группы………………….......…19
Глава 2. Проектирование содержания альбома звукоподражательных игр, направленных на формирование правильного произношения детей средней группы
2.1. Описание педагогической ситуации исследования......................22
2.2. Содержание альбома звукоподражательных игр, направленных на формирование правильного произношения детей средней группы........27
2.3. Анализ применения альбома звукоподражательных игр в условиях детского сада ОР-АВНЕР .............................................................37
Заключение...........................................................................................46
Список использованной литературы...................................................48
Приложение
Введение
Воспитание звуковой культуры – одна из важнейших задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения и является важнейшим средством человеческого общения, познания действительности.
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования речевое развитие включает задачу - развитие правильного звукопроизношения, фонематического слуха [1].
Изучением особенностей развития речи у детей дошкольного возраста занимались А.Н. Гвоздев, Л.Г. Розенгард-Пупко, А.Н. Леонтьев, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева и др.
Речевому общению ребёнка с взрослыми предшествует эмоциональное общение. Именно в эмоциональном общении закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.
Развитие звукопроизношения – это в первую очередь воспитание внимания к звуковой стороне речи [19, с.80]. Формируя произношение звуков, педагог учит детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, уметь удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять ошибки. Все эти задачи решаются в первую очередь путем осознания собственного произношения, отработки четкой артикуляции отдельных звуков.
Нужно отметить, что все недостатки речи, звукопроизношения необходимо удалять в дошкольном возрасте, пока они не стали постоянными, не стали причиной невозможности ребенка овладеть грамотой в условиях школы. Это утверждение определяет актуальность выбранной темы исследования.
Согласно ФГОС ДО, игровая деятельность входит в перечень видов деятельности детей дошкольного возраста [1].
Звукоподражания - это коротенькие простые для ребенка слова, они дают возможность тренироваться в осознанной речи [7].
Чтобы общение ребенка с взрослым не напоминало игру в «попугайчиков», важно помнить, что речь нужно активировать в практической деятельности ребёнка, в игре. При этом важен эмоциональный контакт, положительная мотивация, устойчивое внимание ребенка.
Возникает противоречие: между необходимостью формирования правильного произношения звуков детей средней группы и недостаточным использованием звукоподражательных игр, необходимых для создания положительной мотивации к освоению этой стороны речи в ДОУ ОР-АВНЕР.
Из противоречия вытекает проблема: какое содержание альбома звукоподражательных игр будет способствовать формированию правильного произношения детей средней группы?
Объект исследования: процесс формирования правильного произношения детей 4-5 лет
Предмет исследования: содержание альбома звукоподражательных игр, направленных на формирование правильного произношения детей средней группы.
Цель исследования: теоретическое обоснование и проектирование альбома звукоподражательных игр, направленных на формирование правильного произношения детей средней группы.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы к формированию звуковой стороны речи детей дошкольного возраста
2. Выделить особенности произношения звуков детей 4-5 лет.
3. Обобщить опыт использования звукоподражательных игр в формировании правильного произношения детей 4-5 лет
4. Описать педагогическую ситуацию исследования и подобрать содержание звукоподражательных игр для формирования правильного произношения детей 4-5 лет
5. Применить сборник звукоподражательных игр и проанализировать полученные результаты исследования.
Методы исследования: теоретические (анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы, обобщение, анализ) практические
(наблюдение, беседа с воспитателем, интерпретация результатов).