Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

Как эффективно учиться и преодолеть синдром фиксированного мышления

И. Дзюба, 17 September 2019
Преподаватели так часто зацикливаются на том, чтобы успешно пройти со студентами программный материал, что иногда забывают, что главная задача преподавателя не просто предоставить ведомость по определенной учебной дисциплине, а именно научить студентов! 

В условиях нынешнего цифрового общества преподаватель больше не является единственным источником знаний – за пару кликов в сети интернет можно найти практически любую информацию! Но одновременно с этим возникает проблема: как не потеряться в этом информационном океане, отделить нужные сведения и систематизировать их. 

 

Тип мышления как основа жизненного успеха

Изучая способы мышления, психологи пришли к таким выводам: оказывается, что успеваемость зависит в первую очередь не от врожденного интеллекта или талантов, а от типа мышления, который, соответственно, влияет на отношение к жизненным преградам.

Таким образом, ученые выделяют 2 типа мышления:

Фиксированное мышление – это тип восприятия, который базируется на уверенности, что человек рождается с заложенными чертами характера, талантами и интеллектом, которые являются статическими, неизменными. То есть, человек или умный, или глупый, одаренный или бездарный.

Мышление успеха – восприятие, в основе которого лежит противоположное мнение, суть которого заключается в том, что человек с нормальным уровнем интеллекта может научиться чему угодно, а результат – всего лишь вопрос времени и приложенных усилий. Оказывается, что люди такого типа мышления превосходят того, кто имеет более высокий IQ, но у него доминирует фиксированное мышление.

Таким образом, с одинаковыми интеллектуальными возможностями, дети в равной мере могут стать или успешными взрослыми, или неудачниками, и определяется это исключительно присущим им типом мышления! Поэтому задача учителя сформировать у своих учеников уверенность в том, что личный результат зависит от приложенных усилий для достижения цели, а преграды – дополнительный шанс научиться новому и стать лучше!

Вспомним о неудачах таких знаменитостей, как:

Джоан Роулинг, которой возвращали рукопись «Гарри Поттер» 12 раз, прежде чем, небольшое лондонское издательство дало согласие, еще не понимая, что именно ему выпадет честь напечатать один из мировых бестселлеров. Ведь 4 из 7 книг серии «Гарри Поттера» заняли мировые рекорды по скорости продаж среди литературных произведений в мире. 

Уолт Дисней, который был уволен в свое время из газеты Kansas City Star за «отсутствие фантазии, и недостаточное количество хороших идей».

Стивен Спилберг, которого несколько раз отчисляли из Школы кинематографического искусства при Университете Южной Калифорнии.

Стивен Кинг, который получил более 30 отказов в публикации романа «Кэрри». Но, когда ему все-таки удалось продать права на рукопись, роман разошелся миллиононным тиражом и стал культовым.

Томас Эдисон, которого учителя считали «слишком тупым, чтобы понять что-либо». А во взрослой жизни его дважды увольняли с работы за «недостаточную производительность». А когда журналист спросил Эдисона, как это – ошибаться 1000 раз подряд, то он ответил: «Я не ошибался 1000 раз. Просто лампочка была изобретением, для создания которого нужно было предпринять 1000 шагов».

Примеров можно привести множество! Поэтому, чтобы было бы, если бы все эти личности имели фиксированное мышление и в свое время опустили руки?

Люди с мышлением роста четко понимают, что на пути к результату – преграды неминуемы, но и настоящий успех возможен только после их преодоления! Но чтобы настойчивый труд и вера в себя превратились в умение быстро и эффективно добывать знания самостоятельно, нужно постоянно тренировать память, а любую информацию – соответственно систематизировать!

Правила овладения информацией

При овладении новой информацией можно использовать такие правила:

Правило Парето

Сущность правила заключается в следующем: 20% усилий дают 80% результата, а другие 80% усилий – только 20% результата. Это значит, что правильно определив минимальное количество важных действий, с помощью которых можно получить значительную часть от запланированного полного результата, причем последующие действия будут уже менее эффективными.

В образовательном процессе это можно использовать следующим образом: поняв ключевые правила и закономерности, можно быстро понять суть чего угодно!

Правило записывания

Важные мысли нужно записывать, это не только способствует запоминанию новой информации (кроме зрительной и слуховой подключается тактильный механизм), но и структуризации. Как результат - становится легче отделить главное от второстепенного.

Правило радиального мышления

Радиальное мышление – способ организации информации так, чтобы мозгу было максимально легко с ней работать. Смысл этого заключается в том, что информация структурируется следующим образом: сначала выделяется центральный элемент (действие, задача, событие), а от него расходятся структурные разноуровневые ветви-ассоциации. Такой принцип воспроизводит нейронную сеть и позволяет выделить ключевые связи, а также главные и второстепенные элементы.

Практические советы для развития памяти

Прислушивайтесь к законам памяти, проверенным временем и методами, которые использовали выдающиеся деятели с хорошо развитой способностью к запоминанию.

Закон осмысления, или правило «5 “Почему?”»

Изучая новый материал, задайте вопрос «Почему?» пять раз подряд, чтобы дойти до сути. Ведь, чтобы действительно овладеть новой информацией, знать – недостаточно, нужно понимать.

Закон действия

Как известно, лучше всего запоминается та информация, которая была применена на практике.

Закон повторения

Лучше всего будет усвоена та информация, которая была повторена минимум трижды, лучше 4 раза. Первое повторение – сразу же после прочтения, второе – спустя 20 мин после первого, третье – спустя 8 час после второго и четвертый раз нужно повторить через сутки после третьего.

Метод Пифагора

Древнегреческий философ и математик Пифагор отличался невероятной памятью. Для ее развития он рекомендовал простое, но чрезвычайно эффективное упражнение: прежде чем заснуть, нужно внимательно, до мелочей вспомнить, как прошел день. Потом ответить на три вопроса:
Что я сделал?
Чего не сделал?
Что мне осталось сделать?

Метод Александра Алехина

>Александр Алехин – один из самых сильных шахматистов мира. Он имел феноменальную память, благодаря которой мог вести партии одновременно на 32 досках, и каждую из них – воспроизвести через несколько лет.
Секрет своей памяти он формулировал просто: с детства 8 часов игры в шахматы ежедневно.
Исследования показали, что шахматы – не просто игра, а мощный тренажер памяти. Так, дети, которые играют в шахматы, запоминают новый текст в 3 раза быстрее сверстников, которые не практикуют эту игру.

Метод Марка Твена

Писатель Марк Твен был нерядовым оратором, причем у него практически не было конспектов. Секрет успеха – авторский метод структуризации информации.
Любой свой доклад Марк Твен условно делил на 5 частей, к каждой из них он создавал соответствующее изображение. На этом рисунке он графически воспроизводил самый яркий момент выступления, о котором хотел рассказать публике. Это давало ему возможность готовить многочасовые доклады.

При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка на расчет