Как лучше запоминать и усваивать информацию? Читаем учебники правильно
Студентам вузов часто приходится искать альтернативные методы обучения и освоения информации, которая им необходима для их трудовой деятельности. Не правда ли это странно? Ведь многие преподаватели давно имеют разработанную и "проверенную годами" систему обучения своих студентов. У всех эти системы разные, но каждый уверен, что именно его подход является самым эффективным и интересным.
Мы не будем разбирать эти системы и указывать на их недостатки. Это ничем нам с вами точно не поможет. Мы поговорим о системе, которая имеет весьма "научное" название – SQ3R. Возможно, кто-то уже слышал о ней, но вы могли не удостоить ее вниманием или не придать ей особого значения. Но она может стать находкой для того, кто хочет сделать свое обучение более полным и глубоким.
За таким "заумным" названием, как SQ3R, скрывается простой метод, который позволят нам извлекать из прочитанной информации очень полезные вещи, а также надолго оставлять в памяти суть всего материала.
Аббревиатуру SQ3R можно легко расшифровать. Survey (оценить материал), Question (задать свои вопросы), Read (прочесть материал), Recall (пересказать/конспектировать) и Review (пересмотреть/повторить). Эти пять шагов и составляют в совокупности систему, позволяющую повысить нашу эффективность при прочтении учебника.
1 шаг. "Оценить материал." Что под этим подразумевается? На этом этапе мы должны бегло просмотреть текст, с целью понимания его тематики, структуры и его "полезности" для нас. Мы просматриваем его заголовки и подзаголовки, содержание в начале главы учебника или резюме в конце, просматриваем картинки/фото/графики/иллюстрации, представленные в этой главе. На основе всего этого мы сами резюмируем, о чем будет этот параграф и что мы, предположительно, сможем из него извлечь полезного и нужного.
2 шаг. "Задать свои вопросы." Этот шаг легко сделать, если первый этап вами уже пройден. На основе того, что вы уже знаете об этой главе в учебнике, вы должны составить себе примерные вопросы, на которые та или иная часть текста, по вашему мнению, будет отвечать. Вы можете еще раз пройтись по заголовкам и подзаголовкам главы и переформулировать их в вопросы. Это очень легко сделать. Заголовок: "Процессы в нашем мозге, влияющие на наше поведение", вопрос: "Как процессы в нашем мозге влияют на наше поведение?".
3 шаг. Прочитайте главу. Акцентируйте внимание на тех частях текста, которые вы находите наиболее полезными и интересными. Пытайтесь при чтении ответить на ваши составленные вопросы.
4 шаг. Пересказ и конспект. Это очень важная часть вашей работы с прочитанным материалом. Мысленный пересказ основных "идей", заключенных в тексте. Постарайтесь припомнить самую важную информацию без подглядывания в учебник, а также следите за тем, что бы это у вас получилось максимально структурировано. После того, как вам это удалось, вы можете открыть учебник и законспектировать себе в тетрадь основные моменты, так, как они написаны в учебнике, чтобы не запутаться в датах или определениях. Если пересказать никак не удается, вернитесь к шагу №3. Порой лучше вернуться к прочтению той или иной части главы несколько раз.
5 шаг. Итак, заключительный шаг – повторение. Припоминать пройденное с помощью своих конспектов через небольшие промежутки времени, как бы освежая свои знания и не позволяя им исчезнуть. Такой прием называется "интерливинг" или "интервальная практика". Постепенно увеличивая промежутки времени между повторением конкретной информации, мы помогает нашему мозгу развивать помять, тем самым лучше усваивая материал.
Первый: не забывайте о поиске дополнительной информации. Если вам что-то непонятно по ходу прочтения главы из учебника или после у вас остались вопросы, не забывайте о такой прекрасной возможности, как Google. В нашем современном мире, где узнать практически любую нужную информацию не составляет большого труда, грех этим не пользоваться.
И еще один этап, о котором не стоит забывать - это вопросы в конце параграфа. Зачастую учебники предоставляют такой вспомогательный элемент для учеников/студентов. Не стоит им пренебрегать. После прочтения текста, на четвертом шаге системы SQ3R, мы занимаемся пересказыванием и припоминанием нужного, эти вопросы помогут нам выявить пробелы и выделить главное.
Быстрое и эффективное изучения языка? Не проблема!
Подсказки тем, кто планирует написать курсовую работу
Умные приложения для отличной учебы