Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

Как лучше запоминать и усваивать информацию? Читаем учебники правильно

И. Дзюба, 15 September 2018
Как вы думаете, наше образование сегодня, в таком современном и постоянно развивающимся мире, можно ли определить такими терминами, как "эффективное", "глубокое", "интересное", "доступное"? Напрашивается ответ "нет".
Студентам вузов часто приходится искать альтернативные методы обучения и освоения информации, которая им необходима для их трудовой деятельности. Не правда ли это странно? Ведь многие преподаватели давно имеют разработанную и "проверенную годами" систему обучения своих студентов. У всех эти системы разные, но каждый уверен, что именно его подход является самым эффективным и интересным.

Мы не будем разбирать эти системы и указывать на их недостатки. Это ничем нам с вами точно не поможет. Мы поговорим о системе, которая имеет весьма "научное" название – SQ3R. Возможно, кто-то уже слышал о ней, но вы могли не удостоить ее вниманием или не придать ей особого значения. Но она может стать находкой для того, кто хочет сделать свое обучение более полным и глубоким.

За таким "заумным" названием, как SQ3R, скрывается простой метод, который позволят нам извлекать из прочитанной информации очень полезные вещи, а также надолго оставлять в памяти суть всего материала.
Аббревиатуру SQ3R можно легко расшифровать. Survey (оценить материал), Question (задать свои вопросы), Read (прочесть материал), Recall (пересказать/конспектировать) и Review (пересмотреть/повторить). Эти пять шагов и составляют в совокупности систему, позволяющую повысить нашу эффективность при прочтении учебника.
SQ3R

1 шаг.  "Оценить материал." Что под этим подразумевается? На этом этапе мы должны бегло просмотреть текст, с целью понимания его тематики, структуры и его "полезности" для нас. Мы просматриваем его заголовки и подзаголовки, содержание в начале главы учебника или резюме в конце, просматриваем картинки/фото/графики/иллюстрации, представленные в этой главе. На основе всего этого мы сами резюмируем, о чем будет этот параграф и что мы, предположительно, сможем из него извлечь полезного и нужного.

2 шаг.  "Задать свои вопросы." Этот шаг легко сделать, если первый этап вами уже пройден. На основе того, что вы уже знаете об этой главе в учебнике, вы должны составить себе примерные вопросы, на которые та или иная часть текста, по вашему мнению, будет отвечать. Вы можете еще раз пройтись по заголовкам и подзаголовкам главы и переформулировать их в вопросы. Это очень легко сделать. Заголовок: "Процессы в нашем мозге, влияющие на наше поведение", вопрос: "Как процессы в нашем мозге влияют на наше поведение?".

3 шаг.  Прочитайте главу. Акцентируйте внимание на тех частях текста, которые вы находите наиболее полезными и интересными. Пытайтесь при чтении ответить на ваши составленные вопросы.

4 шаг.  Пересказ и конспект. Это очень важная часть вашей работы с прочитанным материалом. Мысленный пересказ основных "идей", заключенных в тексте. Постарайтесь припомнить самую важную информацию без подглядывания в учебник, а также следите за тем, что бы это у вас получилось максимально структурировано. После того, как вам это удалось, вы можете открыть учебник и законспектировать себе в тетрадь основные моменты, так, как они написаны в учебнике, чтобы не запутаться в датах или определениях. Если пересказать никак не удается, вернитесь к шагу №3. Порой лучше вернуться к прочтению той или иной части главы несколько раз.

5 шаг.  Итак, заключительный шаг – повторение. Припоминать  пройденное с помощью своих конспектов через небольшие промежутки времени, как бы освежая свои знания и не позволяя им исчезнуть. Такой прием называется "интерливинг" или "интервальная практика". Постепенно увеличивая промежутки времени между повторением конкретной информации, мы помогает нашему мозгу развивать помять, тем самым лучше усваивая материал.
параграф

Есть еще пара методов, которые очень хорошо комбинируют с описанными выше шагами.
Первый: не забывайте о поиске дополнительной информации. Если вам что-то непонятно по ходу прочтения главы из учебника или после у вас остались вопросы, не забывайте о такой прекрасной возможности, как Google. В нашем современном мире, где узнать практически любую нужную информацию не составляет большого труда, грех этим не пользоваться.
И еще один этап, о котором не стоит забывать - это вопросы в конце параграфа. Зачастую учебники предоставляют такой вспомогательный элемент для учеников/студентов. Не стоит им пренебрегать. После прочтения текста, на четвертом шаге системы SQ3R, мы занимаемся пересказыванием и припоминанием нужного, эти вопросы помогут нам выявить пробелы и выделить главное.
При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка на расчет