Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

Почему курсы скорочтения столь популярны? Вся правда о скорочтении

И. Дзюба, 12 September 2019
Давным-давно, когда книг и письменности вовсе не было, существовали граждане вроде древнегреческого товарища Гомера, придумавшего «Илиаду» и «Одиссею». Записать он их не мог, поэтому читал их по памяти, а остальные запоминали – более 800 страниц на память! Что и говорить, память у людей в то время была получше нашей теперешней. Позже появились первые книги. Они были редки, и их обладатели считались очень продвинутыми людьми. Ерунду тогда в книгах не писали (на пергаментах и папирусах тоже – дороговато было), поэтому все книги были серьёзными. Их читали медленно, вдумчиво, запоминая и анализируя каждое слово.

 

Истоки скорочтения

Сейчас уже всё давно не так, и книжная лавина нас атакует с детства. Родители, едва успев купить коляску для своего чада, прихватывают в придачу и сотню сказок. Не успеваешь отбиться от детских книжек, как нам подсовывают десятки килограммов учебников. Дальше – больше: справочная литература, внеклассная литература… Плюс ещё и для души почитать хочется, ведь сейчас не как раньше с выбором обстоит: кругом тонны фантастики, триллеров, ужасов, мелодрам, комедий, трагедий… А тут и Интернет всё время норовит сбить с толку, вываливая на наши бедные головы миллионы статей. Дальше – институты, колледжи, аспирантуры, и везде – книги, книги… Ну как найти время не то что читать, но даже просматривать необходимое!

Изначально такие методики готовились для военных, которым было необходимо быстро ориентироваться в документах и принимать мгновенные решения. Позднее методики доработали для гражданских. Фактически, каждый центр быстрого чтения использует свои наработки. Самое интересное, что все они «работают»: обычную литературу можно читать со скоростью до 400-600 страниц в час, а техническую – до 150-200 страниц. Формулы и графики, конечно, сбивают скорость, и к ним нужно присматриваться в «обычном» режиме, а дальше вновь включается «турборежим». Всё так, всё работает. Именно поэтому такие курсы стали сверхпопулярны – кто же откажется от такого счастья?

В своё время американцы придумали для нас такую вещь, как дайджесты – компактное изложение произведений разных жанров. Но к техническим текстам и учебникам такой подход был неприменим. И вот к середине XX века из «закрытых» научных НИИ начали распространяться сведения о том, что существует методика «быстрого чтения». К тому времени существовала «быстрая запись» (стенография), так что спрос на такое обучение возник сразу. А уже к концу века популярность различных курсов достигла такого предела, что нет никого, кто бы о них не слышал.


книги

Общая методика

Вкратце, общая методика состоит в том, чтобы заставить читающего воспринимать отдельные слова не как символы, а как образы, мгновенно формируя из них «матрицу». Когда обычный человек читает книгу, то он невольно проговаривает прочитанное у себя в голове. Иногда он «подставляет» в этот процесс свой собственный голос, иногда даже устраивает целый «аудиоспектакль» (отдельные голоса для каждого героя). В этих голосах присутствуют и паузы, и характерные тембры, и эмоции. И всё это сказывается на скорости чтения. Говоря иначе, обычное чтение про себя и чтение вслух ничем, кроме громкости, не отличается. Вот создатели методик ускорения и решили разделить процессы чтения и проговаривания, полностью удалив второй процесс. При этом они добились того, что и запоминание прочтённого текста стало гораздо лучше, чем раньше. В этом и состоит суть методики.

скорочтение

Недостатки скорочтения

Но находятся люди, которые не только отказываются читать быстро, но и критикуют такое обучение. Их доводы направлены не столько против самой методики, сколько против её последствий. Дело в том, что методика построена на постоянном тренинге с самых азов. Как детские ходунки составляют основу первых шагов человека, так и элементарные упражнения составляют затем сложную и эффективную методику. Сначала человек переходит от курса к курсу, увеличивая свои показатели. После достижения максимальных результатов он должен продолжать тренировку скорочтения в течение всей жизни, иначе навыки «уйдут» (аналог изучения иностранного языка: пока используешь – помнишь, не используешь – забываешь). Так и здесь. Кроме того, такое чтение напрочь убивает эстетическое любование текстом – во время чтения не появляются эмоции, мозг не формирует образы, не анализирует поступки героев… Человек просто запоминает механическую последовательность, впитывает информацию о книге. И уже после этого ему практически невозможно переживать часы с книгой в естественном режиме восприятия.

Часть же критики относится именно к самим методикам. Суть критики в том, что на курсах одновременно в группе обучаются 15-30 человек. По психологическим оценкам это целая группа, часть в которой (1-2) являются лидерами, большая часть (10-20) «середняками», а остальные отстающими. Пока лидеры «тянут» группу, они являются объектом «хорошей» зависти, и на них все равняются («гонка за лидером»). Но стоит группе закончить обучение, и большая часть «середняков» с удивлением обнаруживает быструю потерю результатов (не говоря уж про отстающих). Впрочем, это относится к любым обучаемым группам. А вот индивидуальных методик обучения существует мало (хотя они есть), и курсы себе такого позволить не могут.
​ 

Что-то теряешь, что-то находишь… Что лучше? Тут уж решаешь за себя самого. Но молодёжь, у которой память развита хорошо, воспринимает эти курсы на «ура». Они им нужны – слишком уж много от них требуется знаний, чтобы пробиться в наши дни к хорошей работе, получить хорошее образование. К тому же, как говорилось выше, эти навыки, став впоследствии ненужными, уйдут сами, стоит только прекратить тренировки.

Взвесьте сами все «за» и «против», и решите, нужно ли вам скорочтение – новая мода «скоростного поглощения информации»?


При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка на расчет