Творческий метод исследования
В начале было слово…нет, опыт!
Все, что мы видим в тексте – это колоссальный труд автора по переработке собственного опыта. Он может быть разного качества: от научного эксперимента до анализа событий личной жизни. Так или иначе – это кристаллизованные емкие выводы, смыслы, которые читателю подаются в определенной форме.
Творческий метод – это базовые принципы оценки, отбора и воспроизведения действительности в произведении.
Мир литературы
Научная литература отличается сухостью и структурированностью выводов, однако, суть написания монографии или дипломной работы остается в рамках, принятых для творческого метода. Для наглядности рассмотрим этапы рождения литературного произведения на примере художественного текста.
1. Типизация
Любой автор сначала представляет свой текст в голове, затем, вносит его за ее пределы. Чтобы читателю было понятно то, что он хочет сказать, автор адаптирует пережитую им реальность в конкретный художественный образ. То есть, реальность типируется: образ получается более выразительным и конкретным благодаря набору определенных типовых качеств.
2. Поэтика
Как только базовые наброски образов-характеров готовы, и у автора сложилась картина действительности – нужно вдохнуть в нее жизнь. Идея развития событий, жизни художественных образов, течения времени в тексте – все это подвластно определенному жанру повествования и форме написания. Это и есть поэтика.
3. Идеология
Традиционно принято разделять творческие методы исследования на продуктивные и непродуктивные. Это ранжирование связано с идеологией, которая лежала в основе идеи самого произведения. Классицизм, романтизм и реализм считались продуктивными. Идеология этих методов была ясной и побуждала читателя на определенные действия. Барокко, сентиментализм и натурализм напротив считались непродуктивными из-за своей склонности к проблемным вопросам, обременяющих читателя на поиск истины самостоятельно.
Эксперимент
Теперь поставим эксперимент и проверим, насколько творческим может быть учебное пособие «Основы химии».
- Учебник отражает оценку реальности в конкретных «образах» - органические и неорганические соединения.
- «Образы» типированы, наделены конкретными характеристиками для полноты восприятия.
- Присутствует лихо закрученный сюжет – от теории общих основ до взаимного влияния элементарных частиц друг на друга.
- Явно продуктивный метод творческого исследования, предписывающий нам не путать валентность с ковалентностью.
Чего студент боится больше всего?
Информационная перегруженность в современном мире
Обучение этикету в лучших международных школах